Формообразующие средства гармонии

Страница 13

Функциональная природа кругового хода совпадает с действующими на периферии переменными функциями (см. об этом в следующем параграфе). Наличие различных слоев функциональности — паратонического ядра S-T-D и отчасти отвлекающего от его отношений более широкого функционального круга в качестве внутритонального контраста — свидетельствует о сложности системы тональных функций уже в самих диатонических слоях тональности. По мере хроматизации и контрастность будет соответственно усиливаться.

Функциональная же контрастность кругового хода подтверждается его композиционным применением.

В музыкальной форме диатоническая секвенция обычно употребляется в целях гармонического развития.

Модуляции

Как известно, модуляция есть «смена тональности», «переход из одной тональности в другую». Но что считать «сменой», «покиданием» тональности, «переходом» в другую? Среди высказывавшихся на этот счет точек зрения встречаются самые крайние противоположности. Так, немецкие ученые начала XIX в. подчас отождествляли тональность с диатоникой и поэтому усматривали «переход» в другую тональность даже в одном аккорде с участием «чуждого гамме» (leiterfremde) звука; например, в обычном «фригийском обороте» I-III-IV-V немецкий теоретик Г. Вебер услышал бы «смену тональности» во 2-м аккорде (это — тоника параллельного лада), оставив, все прочие в основной. Наоборот, X. Шенкер, теоретик первой трети XX в., в некоторых слоях своих многослойных анализов даже целое сонатное аллегро (вроде I части моцартовской симфонии g-moll) трактует как однотональное и, более того, как сложно по - строенную фигурацию тонического трезвучия. При отклонении местная тоника полностью сохраняет свою функцию по отношению к главной тонике — это факт слухового восприятия; например, в прелюдии A-dur Шопена. Есть ли здесь «переход»? Если слышна основная функция в рамках тональности, то, очевидно, его нет. (Не случайно закрепилась точка зрения, согласно которой отклонения внутри устойчивой части формы, периода, считаются разновидностью однотонального, а не модуляционного изложения; Риман нотирует побочные доминанты знаками в скобках, а разрешения как простые функции в данной тональности.)

Что считать модуляцией, а что — однотональным изложением, это вопрос, который не может быть решен, исходя из анализа одних только гармонических средств, вне учета тех весьма различных общемузыкальных процессов, ради которых такие средства применяются. Конкретно: не может быть решен вне связи с тематизмом и формообразованием.

Имея в виду музыкальные формы классического типа, необходимо разделить модуляционные процессы на два принципиально разноранговых явления: 1) модуляция внутритемная (или малая); 2) модуляция межтемная (большая).

1. Малая модуляция есть тональное движение внутри темы, что главным образом предусматривает возможный каданс не на I ступени, а на какой-либо другой, в конце экспозиционной части темы (в конце периода; то, что в школьной гармонии обычно и называется модуляцией), и возможное тональное движение (в виде отклонений) внутри середины простой двухчастной или простой трехчастной однотемной формы. По существу своему, все эти модуляционные процессы, как и отклонения, не смещают главной тональности (а, следовательно, даже и не являются подлинной модуляцией) и не устанавливают никакой другой. Не устанавливает другой тональности даже полный совершенный каданс на доминанте в конце классического периода. Иллюзия «закрепления» «новой» тональности при игре школьного «модулирующего» периода возникает по недоразумению: ведь в действительности тема на данном месте никогда не кончается, а то, что следует далее в середине, в большинстве случаев даже сразу опровергает идею «закрепления». А вот постоянно ощущаемая как тоника I ступень главной тональности и есть единственный устой всей темы — и в конце периода, и в середине. По той же причине в однотемной малой форме начальный период — то однотональный, то «модулирующий», так, как если бы с точки зрения формообразования это было бы одно и то же; это и в самом деле — одно и то же: ведь тоникой является и в том, и в другом случае один и тот же аккорд (I ступень главной тональности); отсюда и такое «безразличие». А там, где есть действенная, настоящая модуляция, подобного «безразличия» не бывает — кто может представить сонатную разработку с равноправным выбором: или быть модуляции, или быть однотональному изложению? То же — со связующей партией; всеобщий закон в ней — модуляция; то же — в форме трехчастной с переходами (в модуляциях от главной темы к побочной и назад).

Страницы: 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17

Информация о музыке:

Оперный театр Ла Скала, Милан
"Ла Скала" - мировой центр оперной культуры. У этого театра блестящая история. Здание театра построено в 1776-1778 годах на месте церкви "Санта Мария делла Скала", откуда театр и получил свое название "Ла Скала" - оперный театр в Милане. Любопытно, что при раскопке ...

Def Leppard
Def Leppard Эта вечно популярная английская хард-роковая группа была сформирована в 1977 году в Шеффилде (Йоркшир) Питом Уиллисом (р. 16 февраля 1960, Шеффилд, Англия; гитара), Риком Сэведжем (р. 2 декабря 1960, Шеффилд, Англия; бас) и Тони Кеннингом (ударные), под названием "Atomic Mass" ...

Развитие музыкальных способностей как педагогическое средство управления творческих способностей
Важнейшей в теории способностей является проблема их развития. С.А. Рубинштейн писал, что вопрос способностей должен быть слит с вопросом развития. Развитие человека в отличие от накопления опыта, овладения знаниями, умениями, навыками, – это и есть то, что представляет собой развитие как то новое ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru