Конкретные гармонические проявления устойчивости и неустойчивости, применительно к мажору и минору, можно сгруппировать вокруг соотношения тоники и субдоминанты – доминанты (тоничности и нетоничности) в аккордовом и тональном развитии, затем, вокруг соотношения моментов пребывания в данной тональности и моментов тональных движений (немодуляционность и модуляционность), а также имея в виду чередование ладовотональных опорных и неопределенных, неопорных фаз музыкального произведения.
Общая эволюция устойчивости и неустойчивости в музыке является, одновременно, и их эволюцией, как факторов формообразования. Прежде всего, бросается в глаза развитие неустойчивой функции. Громадное увеличение разновидностей такого рода гармоний не сопровождалось, однако, появлением разновидностей устойчивости. С точки зрения мажоро-минорного восприятия, тоника остается, в конечном счете, только мажорным или минорным трезвучием. Кадансы, на пример, на септаккорде первой ступени уже не являются тоническими, в строгом смысле слова. В границах современного восприятия, в рамках мажорных и минорных ладово-функциональных представлений тоника может быть лишь консонансом. Будучи ладовым центром, в точном смысле этого слова, тоника не может иметь и не имеет заместителей. Понятие тонической группы аккордов неправомерно. В простейшем прерванном кадансе на место тоники становится разновидность субдоминанты, а не тоники. В этом суть «прерванности».
Завершения построений, частей формы, тем более всего произведения не мажорным и не минорным трезвучием производит, несомненно, более или менее неустойчивое впечатление.
Информация о музыке:
Опера Белы Бартока "Замок герцога Синяя Борода" (A Kekszakallu herceg Vara)
Опера Белы Бартока "Замок герцога Синяя Борода" (A Kekszakallu herceg Vara)
Опера в одном действии; либретто Б. Балажа по его сценической балладе, с использованием мотивов пьесы-сказки Метерлинка "Ариана и Синяя Борода".
Первая постановка: Будапешт, 24 мая 1918 года.
Действую ...
Hellacopters
Hellacopters
Как оказывается, в Швеции кроме известных поп-рок-образований типа "Abba" и "Roxette" и мелодичных металлистов из Гетерборга, водятся группы, исполняющие другую музыку. Одним из таких коллективов стал "Hellacopters", производящий коктейль из панка, металл ...
Evanescence
Evanescence
Основателями группы стали вокалистка Эми Ли и гитарист и автор песен Бен Муди. Познакомились они в молодежном летнем лагере. Однажды Бен услышал, как Эми играет на пианино "I'd Do Anything for Love" из репертуара Мита Лоафа, и сразу предложил ей создать группу. "Evanesce ...