Формообразующие средства гармонии

Страница 12

Cеквенции

Квинтовые ряды составляют основу, вероятно, наиболее характеристического из видов диатонической секвенции — полной цепи диатонических гармоний от тоники вниз до возвращения в тонику. При нижнеквинтовой («автентической») секвенции последование гармонии направлено лишь, в конце концов, к тонике. Внутренние же звенья цепи идут как бы «вокруг» тонального центра, захватывая всю диатоническую периферию лада (в этом — также специфическое, в пределах чистой диатоники, расширение тонального круга). А так как тональные функции — не нечто раз навсегда приросшее к данному звукосочетанию, а живая роль его относительно Других, то подобное круговращение, где все направлено лишь только к нижней квинте, независимо от того, что за аккорд на ней строится, существенно отличается от обычного хода гармоний именно в функциональном отношении.

Нетрудно убедиться, что, в самом деле, эти функциональные значения легко уловимы. Вместе с тем приведенные функциональные значения не схватывают, по крайней мере, еще двух важных функциональных особенностей гармонии: 1) принципа нижнеквинтовости всей аккордовой цепи и 2) мелодического хода по секундам вниз опорных (разрешающих) гармоний. Одним словом, знаки функций не отражают (или слабо отражают) сущность самой секвенции, подменяя секвентный принцип «то же самое ступенью ниже» пестротой различных значений.

Мелодическую (точнее, линеарную) природу секвентной функциональности выяснил еще Ф.-Ж. Фетис. Его поддержал и Риман: «Секвенции < .> представляют, собственно говоря, не гармонические образования, а мелодические; руководящим принципом в них является не логическое движение гармонии, а мелодическое движение по ступеням гаммы». Упрощенная гармония или учение о тональных функциях аккордов; если же в звено секвенции входят септаккорды, то «тональное их значение нисколько не влияет на продолжение гармонического движения; они являются только, так сказать, стереотипными механическими снимками с гармонического последования, стоящего во главе секвенции». Тем не менее, Риман не дал никакого другого, особого обозначения линеарным секвенцаккордам, очевидно, не без связи с недооценкой им всех других факторов гармонии, кроме классического собственно-тонального.

С нашей точки зрения, принцип диатонических секвенций описанного типа представляет собой особый род линеарного движения, сходного с параллелизмом, — так сказать, «парный параллелизм» (групповой параллелизм). На такие секвенции распространяются общие законы проходящих: автономно-функциональное значение имеют только краевые гармонии — исходная и конечная; находящиеся между ними подчиняются лишь фактору смещения на один и тот же заданный интервал.

Но в тональном контексте, при сильно выраженных фундаментальных основных тонах (1, 5, 4), стройные и ровные линии секвенционных смещений чаще всего вступают в сложное взаимодействие с тональными функциями. При этом нарушается красивая геометрия правильных линий, но обогащается звучание гармонии, включающей переплетение несовпадающих друг с другом функциональных и секвенционных основных тонов.

Особенность секвенций состоит, таким образом, в том, что подчинение линеарности все же не лишает секвенцаккорды их функционального значения полностью, а только примешивает к нему еще главенствующий над ним фактор единообразного перемещения. Отсюда двойственность в звучании гармоний и, соответственно, в способе их обозначения.

Очевидна тождественность природы секвенции и рассмотренных выше рядов — квинтовых, терцовых. Общим у тех и других является их принцип: следование функциональному принципу движения по кругу, по цепи одинаковых или единообразных интервальных шагов (по квинтам, по терциям). Принцип круга или кругового хода (по несколько иному, но сходному поводу подмеченный Римским-Корсаковым в его учебнике гармонии), с функциональной точки зрения, представляется дополнительным по отношению к обычной функциональности D-T, S-T, S-D-T и т. п., которую для отличия от него надо считать принципом паратоническим (от греч. παρά — около).

Страницы: 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17

Информация о музыке:

Случай Россини
После сочинения последней оперы («Вильгельм Телль», 1828 г.) Россини стоял перед новой творческой задачей: «Фауст» по Гете. Однако новая опера так и не была написана. Россини не из тех, которые к новым задачам применяют старые решения. Он привык идти вперед (подтверждая это, композитор в последний ...

Benediction
Benediction "Benediction" появился в 1989 году на обломках проекта "Stillborn". В состав группы вошли Барни Гринвэй (вокал), Даррен Брукс (гитара), Питер Рью (гитара), Пол Адамс (бас) и Ян Триси (ударные). "Бенедиктинцы" быстренько набросали несколько дэтовых композиц ...

Музыкальная версия А. С. Даргомыжского
Музыкальное решение А. С. Даргомыжского в его романсе на текст пушкинского «19 октября 1827» (сочиненном в Париже в 1845 году) — неординарно и достойно специального внимания исследователей, в том числе пушкинистов и либреттологов. ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru