Особенности музыки как искусства слухового впечатления

Информация » Музыка как искусство » Особенности музыки как искусства слухового впечатления

Страница 2

В настоящее время в науке имеется достаточно свидетельств, подтверждающих влияние музыки на речь. О взаимосвязи первой и второй сигнальных систем в процессе восприятия музыки и о доминирующей роли второй психологи высказывались неоднократно. В отечественной психолингвистике речевые функции в условиях преходящего угнетения правого и левого полушарий мозга изложены в работах А.Я. Балонова, В.Л. Деглина, Т.В.Черниговской и др. При поочередном отключении на музыкальном фоне правого и левого полушарий мозга (в патологии) зафиксированы следующие явления: при временной "нетрудоспособности" левого полушария опознание предметных звуков и мелодий не оживляет обычно спаянных с ними словесных ассоциаций, испытуемые не только не могли назвать услышанную песню, но и вспомнить слова, относящиеся к ней, хотя до эксперимента знали и мелодию, и текст. На основе данного наблюдения ученые делают важный для нас вывод о взаимосвязи правого и левого полушарий в процессе опознавания музыкальных образов и предметных звуков: правое их распознает, левое обеспечивает их словесную символизацию, а также организует понимание речи, ее экспрессивную окраску и словесную память. При отключении правого полушария обедняются словесные формулировки, описывающие интонационные оттенки речи; увеличивается время, необходимое для опознания и называния интонаций. Однако его отключение не сказывается на словарном запасе в целом, за исключением некоторого снижения разнообразия словесных определений, опознанных интонацией.

Отключение левого полушария ведет к оскудению словарного запаса. Попутно исследователям удалось установить, что словесная функция левого полушария направляется и активизируется той чувственной, образной информацией, которую поставляет ему правое полушарие. Это позволяет предположить, что содержательность, образность и интонирование собственной речи в большей степени зависит от правого полушария, которое под воздействием музыки "раскрашивает" речь экспрессией, одновременно регулируя избыточную активность речевых центров.

Анализ теоретической литературы показал, что проблема особенности воздействия отдельных музыкальных средств через ассоциативные системы еще только начинает привлекать внимание ученых. По характеру информации, которая преобладает в том или ином музыкальном средстве, все они могут быть распределены на две группы: специфически музыкальные, не существующие вне музыки, и неспецифические музыкальные. К первым относят, например, лад, гармонию; ко вторым — запасы жизненного опыта: биологического (сенсорные, кинетические, пространственные) и социального (речевые — шире — коммуникационные), которые применяются не только в музыке (темп, регистр, ритм, тембр, динамика, звуковысотный рисунок).

Темп и ритм, выражающие скорость чередования музыкальных фраз, как правило, соотносятся слушателем с частотой дыхания. При этом влияние метроритмической организации музыки проявляется двояко: "учащение пульсации фраз приводит к нарастанию возбужденности, а укрупнение фраз к успокоению", так как "почти каждая эмоция обладает свойственным ей типом дыхания". Ритмическая организация музыкальной ткани, т.е. временное членение, организует и ритм восприятия, чья интенсивность находится у него в зависимости. Музыка воздействует на вегетативную систему в целом, изменяя ритмы сердечной деятельности (В.С. Мархасин, В.М. Цеханский). И в этом влиянии не предусматривается ничего необычного: физиологи, психологи и нейрохирурги давно заметили, что, например, при совершении движения расширение сосудов в мышце несколько предшествует самому движению и, следовательно, определяется не изменением в мышце, а мысленным решением совершить действие (ЮЗ).

Страницы: 1 2 3 4 5

Информация о музыке:

Проблема внемузыкального и этапность историко-стилевого процесса
В.Дж.Конен в статье «История, освещенная современностью» и в книге «Театр и симфония», рассматривая внемузыкальное в музыке, указала на факт регулярного чередования исторических периодов, когда попеременно превалирует то музыка, связанная с внемузыкальными компонентами (главным образом словесными) ...

Рахманинов - известный и неизвестный
Cвящ. Пафнутий Жуков В 2000 году испанский тенор Хосе Каррерас, выздоровевший от лейкемии, специально приехал в Москву для того, чтобы поблагодарить Россию за Рахманинова. Этот случай не единственный. Еще при жизни Рахманинова был известен ряд случаев, когда его музыка приносила исцеление. Вдов ...

Монодические (мелодические) лады
Монодические лады - одна из исторически наиболее древних форм ладовых соотношений. Они возникли как основа организации тонов одноголосных напевов народной и ранней профессиональной музыки (григорианские хоралы, знаменный распев) и прошли огромный исторический путь развития, во многом сохранив своё ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru