Особенности музыки как искусства слухового впечатления

Информация » Музыка как искусство » Особенности музыки как искусства слухового впечатления

Страница 1

Для музыки естественнее доминирование слуховых впечатлений. Известно, что нервные клетки разных анализаторов хранят получаемые ими раздражения. Органы слуха, восприняв звуковую волну, созданную музыкой, трансформируют ее в нервный процесс и передают посредством возникших импульсов в мозг. Здесь осуществляется сложный анализ и синтез раздражений и формируется ответная реакция, различная по своему характеру. Полученное возбуждение "разливается" по клеткам зрительных, двигательных, кожных и других анализаторов, затрагивая сохранившиеся в их центрах отпечатки прежних раздражений. Так возникает разветвленная система новых и старых очагов возбуждения. Эта система сигнализирует о своем содержании в другие центры мозга, вызывая ответную реакцию, которая "приводит к образованию эмоциональных, субъективно оправданных комплексных очагов возбуждения". "Кладовая следов" называется памятью, хранимые в ней богатства — накопленным жизненным опытом. Полученные мозгом новые раздражения возбуждают клетки, хранящие старые отпечатки (154). Активизированные представления разные по характеру (эмоциональные, слуховые, зрительные и другие) значительно расширяют, обогащают воспринимаемый образ, связывают его с жизненным и эстетическим опытом человека (М.Г. Арановский, М.П. Блинова, В.Д. Остроменский и др.). Следовательно, механизм музыкального воздействия включает:

а) прямое психофизиологическое воздействие звуков музыки;

б) сложноопосредованные эмоциональные связи, складывающиеся в жизненной практике, в процессе восприятия музыки;

в) предметно-эмоциональные ассоциативные связи, которые также складываются в жизненной практике человека.

Таким образом, возникшие в процессе восприятия музыки ассоциативные представления (зрительные, слуховые, комплексные и т.д.), становятся эмоционально окрашенными образами (М.П. Блинова, А.Г. Костюк, В.Д. Остроменский, Г.Н. Кечхуашвили и др.).

Следовательно, "в механизме воздействия музыки есть общие для всех искусств и индивидуальные музыкальные свойства. Общее в воздействии музыки, как и других произведений искусства, заключается, во-первых, в осведомлении слушателя о явлениях, событиях действительности и о чувствах, отношении к ним конкретного автора; во-вторых, в формировании определенного отношения к тому, что стало содержанием музыкального образа; в-третьих, в активизации определенных эмоционально-чувственных реакций (переживаний), мыслей". При этом эмоциональная реакция является основной характеристикой восприятия музыки.

Индивидуальные свойства воздействия музыки основаны, прежде всего, на некоторых особенностях слуховых впечатлений по сравнению, например, с впечатлениями зрительными. Экспериментальным путем установлено, что слух приносит приблизительно в 30 раз меньшее количество прямой информации о внешнем мире, чем зрение. Однако психофизиологическое воздействие звуковой среды много сильнее, чем оптической, так как в структуре биологического развития человека она занимает специфическое место, господствующее при восприятии речи, музыки и других сложных звуковых сигналов (НО). Активность зрительных впечатлений слабее слуховых, так как последние психологически связываются с представлением о действии, движении, извлекающих звук./На преимуществах воздействия звуковой сигнализации основаны особенности влияния музыки, связывающие музыку с речью, которая также в первую очередь обращена к органам слуха.

Страницы: 1 2 3 4 5

Информация о музыке:

Опера П. И. Чайковского "Черевички"
Опера П. И. Чайковского "Черевички" П. Е. Вайдман 2-я редакция оперы "Кузнец Вакула". Комико-фантастическая опера в 4-х д. 8 к. Либретто Я.П.Полонского по повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством". Создана Февр.-март 1885, Майданово. Первое исполнение: 19 янв. 1887, М ...

«Славься» — династический гимн М. Глинки
«Славься» — династический гимн М. Глинки Грачев В. Н. 30-е годы XIX в. оказались благодатными для появления славильных песнопений. Трагические события Отечественной войны 1812 г., восстание декабристов в 1825 г., возрождение православной духовности и благотворное воздействие личности императора Ник ...

Crown
Crown В 1990 году в Швеции появилась еще одна примитивная гаражная банда, носившая название "Crown of Thorns". В ее состав вошли Йохан Линдстранд (вокал), Магнус Олсфелт (бас), Марко Тервонен (гитара), Роберт Остерберг (гитара) и Янне Сааренпаа (ударные). Впервые эти парни заявили о себе ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru