Особенности музыки как искусства слухового впечатления

Информация » Музыка как искусство » Особенности музыки как искусства слухового впечатления

Страница 1

Для музыки естественнее доминирование слуховых впечатлений. Известно, что нервные клетки разных анализаторов хранят получаемые ими раздражения. Органы слуха, восприняв звуковую волну, созданную музыкой, трансформируют ее в нервный процесс и передают посредством возникших импульсов в мозг. Здесь осуществляется сложный анализ и синтез раздражений и формируется ответная реакция, различная по своему характеру. Полученное возбуждение "разливается" по клеткам зрительных, двигательных, кожных и других анализаторов, затрагивая сохранившиеся в их центрах отпечатки прежних раздражений. Так возникает разветвленная система новых и старых очагов возбуждения. Эта система сигнализирует о своем содержании в другие центры мозга, вызывая ответную реакцию, которая "приводит к образованию эмоциональных, субъективно оправданных комплексных очагов возбуждения". "Кладовая следов" называется памятью, хранимые в ней богатства — накопленным жизненным опытом. Полученные мозгом новые раздражения возбуждают клетки, хранящие старые отпечатки (154). Активизированные представления разные по характеру (эмоциональные, слуховые, зрительные и другие) значительно расширяют, обогащают воспринимаемый образ, связывают его с жизненным и эстетическим опытом человека (М.Г. Арановский, М.П. Блинова, В.Д. Остроменский и др.). Следовательно, механизм музыкального воздействия включает:

а) прямое психофизиологическое воздействие звуков музыки;

б) сложноопосредованные эмоциональные связи, складывающиеся в жизненной практике, в процессе восприятия музыки;

в) предметно-эмоциональные ассоциативные связи, которые также складываются в жизненной практике человека.

Таким образом, возникшие в процессе восприятия музыки ассоциативные представления (зрительные, слуховые, комплексные и т.д.), становятся эмоционально окрашенными образами (М.П. Блинова, А.Г. Костюк, В.Д. Остроменский, Г.Н. Кечхуашвили и др.).

Следовательно, "в механизме воздействия музыки есть общие для всех искусств и индивидуальные музыкальные свойства. Общее в воздействии музыки, как и других произведений искусства, заключается, во-первых, в осведомлении слушателя о явлениях, событиях действительности и о чувствах, отношении к ним конкретного автора; во-вторых, в формировании определенного отношения к тому, что стало содержанием музыкального образа; в-третьих, в активизации определенных эмоционально-чувственных реакций (переживаний), мыслей". При этом эмоциональная реакция является основной характеристикой восприятия музыки.

Индивидуальные свойства воздействия музыки основаны, прежде всего, на некоторых особенностях слуховых впечатлений по сравнению, например, с впечатлениями зрительными. Экспериментальным путем установлено, что слух приносит приблизительно в 30 раз меньшее количество прямой информации о внешнем мире, чем зрение. Однако психофизиологическое воздействие звуковой среды много сильнее, чем оптической, так как в структуре биологического развития человека она занимает специфическое место, господствующее при восприятии речи, музыки и других сложных звуковых сигналов (НО). Активность зрительных впечатлений слабее слуховых, так как последние психологически связываются с представлением о действии, движении, извлекающих звук./На преимуществах воздействия звуковой сигнализации основаны особенности влияния музыки, связывающие музыку с речью, которая также в первую очередь обращена к органам слуха.

Страницы: 1 2 3 4 5

Информация о музыке:

Послепасхальные недели
2. Фомина (Антипасха). 3. Жен-мироносиц. 4. О расслабленном. 5. О самарянке. 6. О слепом. 7. Св.Отцов Первого Вселенского Собора. 8. Пятидесятница (Св.Троица). 9. "Неделя 1-я по Пятидесятнице" - Всех Святых. ...

Пётр Ильич Чайковский
Пётр Ильич Чайковский (7. V. 1840, Воткинск - 6. XI. 1893, Петербург) Г. Маркези Сын горного инженера и одарённой пианистки французского происхождения, второй из шести братьев (младший, Модест, станет его либреттистом и биографом). Сперва изучает право и учится игре на фортепиано, затем с 1861 п ...

Extreme
Extreme Сформированная в середине 80-х американская команда "Extreme" сделала себе имя в начале 90-ых, в основном благодаря гитарному мастерству Нано Беттенкурта (р. 20 сентября 1966, Азорские острова). Хотя стиль лидера группы гитариста Нано происходит от манеры игры Эдди Ван Халена, но ...

Навигация

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru