Особенности музыки как искусства слухового впечатления

Информация » Музыка как искусство » Особенности музыки как искусства слухового впечатления

Страница 3

Следовательно, ритм, являясь одним из наиболее выразительных средств воздействия музыки, стимулирует физиологические процессы организма, происходящие как в двигательной, так и в вегетативной сферах. Метр и ритм тесно взаимосвязаны. Если в ритме выражается соотношение звуков во времени, то метр служит мерилом этих соотношений. Именно рефлексы на отношения И.П. Павлов считал физиологической предпосылкой к образованию понятий, представляющих собой элементы мысли. Поэтому рефлексы на отношения и играют такую важную роль в познавательной деятельности человека. Особое воздействие через ассоциативные системы оказывает и лад — система взаимосвязи музыкальных звуков с ведущей ролью одного из них, названного для отличия от других главным тоном, или тоникой. Так, Блинова М.П. отмечает усиление состояния возбуждения при восприятии мажорного лада и усиления процесса торможения при восприятии минора. Причину такого явления ученый усматривает в психологических особенностях, а именно, во влиянии разных соотношений процессов возбуждения и торможения на эмоциональную сферу. Например, замечено, что "в основе страха, скуки, тоски и некоторых других неприятных чувств лежит чрезмерная трудность становления тормозящего процесса". Художественное моделирование эмоций на основе механизма ассоциаций осуществляют регистр ("часть диапазона музыкального инструмента или певческого голоса, которая состоит из ряда сходных по тембру звуков") и тембр ("окраска звука"). Низкие звуки, особенно при их усилении, создают в клетках мозга наиболее значительные очаги возбуждения.

Взаимосвязь эмоционального опыта человека и восприятия тембра обнаружил Л.А. Мазель: "чувство ликования предполагает светлую, радостную окраску ., эмоция отчаяния предполагает . темную, мрачную окраску" звука.

Художественные, в том числе музыкальные ассоциации присваиваются с детских лет наряду с овладением словесными обозначениями интонаций, звуков, настроений и чувств, поэтому в процессе длительного общения с музыкой возникают рефлекторные дуги, связывающие музыкальную информацию и слова, на которые эта информация "переводится". Происходит закрепление ассоциативных музыкально-речевых связей в форме условного рефлекса. При последующем восприятии схожей музыкальной формы, т.е. имеющей знакомые выразительно-изобразительные средства, ритмическую организацию и т.п., слова-"сигналы" актуализируются, и человек определяет лексическими средствами известные компоненты музыкального образа, свои эмоции и чувства, ассоциативные представления. Таким образом, воспитание способности к ассоциативному мышлению, сама ассоциирующая деятельность в процессе восприятия музыки становится могучим фактором учебной деятельности (В. Тасалов), помогающая ученику, у которого восприятие искусства носит конкретно-образный характер, правильно воспринять и осмыслить содержание учебного материала.

При изучении учебной литературы по детской и возрастной психологии выяснилось, что особое внимание психологов и педагогов вызывает проблема соотношения обучения и развития, с одной стороны, и связи личности и общего развития (памяти, мышления, воображения, эмоции), с другой. Учитывая единство процессов обучения и развития (С.Л. Рубинштейн), действие которого обязательно в любых учебных ситуациях, при любых условиях обучения, имеет основание для рассмотрения возрастных особенностей детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в аспекте проблемы исследования.

Страницы: 1 2 3 4 5

Информация о музыке:

Человек и музыка: нетрадиционный подход к проблеме
Человек и музыка: нетрадиционный подход к проблеме Хоменков А. С. "Из множества неразгаданных тайн мира самой глубокой и сокровенной остается тайна творчества." Стефан Цвейг Эти слова можно было бы поставить в виде эпиграфа не только здесь, но и к любой другой обобщающей работе, связ ...

Die Toten Hosen
Die Toten Hosen Немецкая панковская команда "Die toten hosen" появилась в начале 80-х на обломках двух других панк-групп из Дюссельдорфа, "KFC" и "ZK". Так уж оказалось, что четверо из участников нового проекта носили имя Андреас и поэтому ребята придумали себе клич ...

Жизненный путь
С детства Вебер находился в атмосфере театра, т. к. его отец был антерпринтром (устроителем и капельмейстером) в труппе. Из-за постоянных переездов не было постоянного образования, но в конце 90-х годов он начинает заниматься с Михаэлем Гайдном (младший брат Йозефа Гайдна) и пишет первые произведе ...

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru