Анализ учебного материала (фортепианного цикла Ж. Металлиди "Лесная музыка")

Информация » Развитие у младших школьников восприятия современной "детской" музыки » Анализ учебного материала (фортепианного цикла Ж. Металлиди "Лесная музыка")

Страница 1

Жанна Лазаревна Металлиди – петербургский музыкант. Свыше сорока лет она преподает теорию музыки и ведет класс композиции в музыкальной школе. Но по своему призванию – она, прежде всего, "детский" композитор. "Она необыкновенно обогатила педагогический детский репертуар… Форма, жанр, фактура в ее произведениях доступны для детского исполнения, очень ценны с методической точки зрения… В музыке Металлиди звучит ее непорочная, чистая душа, простая и мудрая. Пожалуй, сейчас никто так не пишет…", - К.А. Сандовская [51, с.117].

"Детская" музыка композитора отличается большим разнообразием жанров и форм. Так, детям предназначены вокальные циклы "Когда из школы вышли мы" на стихи французских поэтов в переводе В. Кудина (1979) и "Глупая лошадь" на стихи английских поэтов в переводе В. Левина (1980), сборники песен "Чудеса в решете" (1994) и "Музыкальные качели" на стихи О. Сердобольского (1997), хоровой цикл "Уноси меня, мой змей" и хоры a cappella на стихи Аша Деви (перевод И. Такмаковой, 1976) и другие.

Для детского музыкального театра композитором написаны балет "Золотой ключик", оперы "Тараканище", "Курочка-Ряба", "Колобок", "Вищ-Отыр", мюзиклы "Страна Валяй-Форси" и "Оленья долина".

Значительная часть произведений Ж. Металлиди создана для инструментального исполнения, в том числе – фортепианного. Этот жанр представлен, в частности, несколькими циклами миниатюр, среди которых - "Воспоминание о Севере" (1985), "Золотое кольцо России" (1988), "Дом с колокольчиком" (1994), "Музыкальный сюрприз" (2000), "Лесная музыка" (2000).

Характерными чертами "детского стиля" композитора являются жанровость, образность, изобразительность. Одно из определяющих свойств ее музыки для детей - юмор. В самых разнообразных вариантах и "дозах", от неожиданной интонационной изюминки до фактурных сюрпризов, от безобидно шутливой нелепицы – до иронической концепции целого. Гротескная заостренность "персонажей", театральность, картинность, "мультипликационность" способствуют "легкому", быстрому запоминанию ее музыки.

Образность произведений композитора многогранна. Здесь и картины природы (фортепианный цикл "Лесная музыка"), и музыкальные портреты (песни цикла "Глупая лошадь"), герои легенд и сказаний (опера "Вищ-Отыр") и сказочные персонажи (опера "Тараканище", сборник фортепианных ансамблей "Золотой ключик").

Фортепианный цикл "Лесная музыка" - один из характерных для стиля Ж.Металлиди. Новаторские стороны музыкального языка, программность, яркая образность и доступность пианистического изложения для детей младших классов и определили выбор именно этого цикла в качестве учебного материала при проведении экспериментальной работы.

В авторской аннотации к циклу написано – "Лес дает мне силы, будит мою творческую фантазию. Надо только внимательно смотреть вокруг и слушать… слушать. И тогда услышишь в лесной музыке и песню старой сосны, и веселую песню дятла, и песню звездной ночи".

Страницы: 1 2 3 4

Информация о музыке:

Музыкальные символы России
Грачев В. Н. «Гимн есть воздаваемое Богу благословение за дарованные нам блага». Григорий Нисский. Слово гимн (от греч. петь хвалебную песнь, воспевать, прославлять) означает торжественное, хвалебное, прославляющее песнопение. В древности гимны создавались для восхваления Бога (богов), национал ...

Darkness
Darkness Английская команда "The darkness" стремительно и неожиданно ворвалась на рок-сцену, когда казалось все уже начали забывать о золотом периоде хард-рока 70-х. Немереный композиторский талант, обильные гитарные соло и классный сценический имидж обеспечили группе большую армию покло ...

Атака звука
Понятия мягкой и твердой атак связанны с видом звуковой эмиссии, зависящей от гласных (темных или светлых). Темные гласные А, О, У, Ы, Э - нормальная звуковая эмиссия, твердая атака; гласные Я, ЙО, Ю, И, Е - облегченная звуковая эмиссия, мягкая атака. Практически, певцу важна звуковая эмиссия, т. ...

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru