Анализ учебного материала (фортепианного цикла Ж. Металлиди "Лесная музыка")

Информация » Развитие у младших школьников восприятия современной "детской" музыки » Анализ учебного материала (фортепианного цикла Ж. Металлиди "Лесная музыка")

Страница 1

Жанна Лазаревна Металлиди – петербургский музыкант. Свыше сорока лет она преподает теорию музыки и ведет класс композиции в музыкальной школе. Но по своему призванию – она, прежде всего, "детский" композитор. "Она необыкновенно обогатила педагогический детский репертуар… Форма, жанр, фактура в ее произведениях доступны для детского исполнения, очень ценны с методической точки зрения… В музыке Металлиди звучит ее непорочная, чистая душа, простая и мудрая. Пожалуй, сейчас никто так не пишет…", - К.А. Сандовская [51, с.117].

"Детская" музыка композитора отличается большим разнообразием жанров и форм. Так, детям предназначены вокальные циклы "Когда из школы вышли мы" на стихи французских поэтов в переводе В. Кудина (1979) и "Глупая лошадь" на стихи английских поэтов в переводе В. Левина (1980), сборники песен "Чудеса в решете" (1994) и "Музыкальные качели" на стихи О. Сердобольского (1997), хоровой цикл "Уноси меня, мой змей" и хоры a cappella на стихи Аша Деви (перевод И. Такмаковой, 1976) и другие.

Для детского музыкального театра композитором написаны балет "Золотой ключик", оперы "Тараканище", "Курочка-Ряба", "Колобок", "Вищ-Отыр", мюзиклы "Страна Валяй-Форси" и "Оленья долина".

Значительная часть произведений Ж. Металлиди создана для инструментального исполнения, в том числе – фортепианного. Этот жанр представлен, в частности, несколькими циклами миниатюр, среди которых - "Воспоминание о Севере" (1985), "Золотое кольцо России" (1988), "Дом с колокольчиком" (1994), "Музыкальный сюрприз" (2000), "Лесная музыка" (2000).

Характерными чертами "детского стиля" композитора являются жанровость, образность, изобразительность. Одно из определяющих свойств ее музыки для детей - юмор. В самых разнообразных вариантах и "дозах", от неожиданной интонационной изюминки до фактурных сюрпризов, от безобидно шутливой нелепицы – до иронической концепции целого. Гротескная заостренность "персонажей", театральность, картинность, "мультипликационность" способствуют "легкому", быстрому запоминанию ее музыки.

Образность произведений композитора многогранна. Здесь и картины природы (фортепианный цикл "Лесная музыка"), и музыкальные портреты (песни цикла "Глупая лошадь"), герои легенд и сказаний (опера "Вищ-Отыр") и сказочные персонажи (опера "Тараканище", сборник фортепианных ансамблей "Золотой ключик").

Фортепианный цикл "Лесная музыка" - один из характерных для стиля Ж.Металлиди. Новаторские стороны музыкального языка, программность, яркая образность и доступность пианистического изложения для детей младших классов и определили выбор именно этого цикла в качестве учебного материала при проведении экспериментальной работы.

В авторской аннотации к циклу написано – "Лес дает мне силы, будит мою творческую фантазию. Надо только внимательно смотреть вокруг и слушать… слушать. И тогда услышишь в лесной музыке и песню старой сосны, и веселую песню дятла, и песню звездной ночи".

Страницы: 1 2 3 4

Информация о музыке:

Интервалы на ступенях тональности
Интервалы Мажор Минор Прима (ч1) и Октава (ч8) все ступени все ступени Малая секунда (м2) III, VII II, V Большая секунда (б2) I, II, IV, V, VI I, III, IV, VI, VII Малая терция (м3) II, III, VI, VII I, IV, V Большая терция (б3) I, IV, V ...

"Зима" (L'Inverno)
Дрожишь, замерзая, в холодном снегу, И севера ветра волна накатила. От стужи зубами стучишь на бегу, Колотишь ногами, согреться не в силах Как сладко в уюте, тепле и тиши От злой непогоды укрыться зимою. Камина огонь, полусна миражи. И души замерзшие полны покоя. На зимнем просторе ликует ...

О красоте пения в храме Св. Софии в Константинополе
О эстетической стороне богослужебного пения в храме Св. Софии, во время посещения его послами Св. блгв. князя Владимира, нельзя судить, во-первых, не слышав этого пения, во-вторых, с точки зрения современного человека, воспитанного на плодах достижений западноевропейской музыкальной цивилизации. ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru