Анализ учебного материала (фортепианного цикла Ж. Металлиди "Лесная музыка")

Информация » Развитие у младших школьников восприятия современной "детской" музыки » Анализ учебного материала (фортепианного цикла Ж. Металлиди "Лесная музыка")

Страница 1

Жанна Лазаревна Металлиди – петербургский музыкант. Свыше сорока лет она преподает теорию музыки и ведет класс композиции в музыкальной школе. Но по своему призванию – она, прежде всего, "детский" композитор. "Она необыкновенно обогатила педагогический детский репертуар… Форма, жанр, фактура в ее произведениях доступны для детского исполнения, очень ценны с методической точки зрения… В музыке Металлиди звучит ее непорочная, чистая душа, простая и мудрая. Пожалуй, сейчас никто так не пишет…", - К.А. Сандовская [51, с.117].

"Детская" музыка композитора отличается большим разнообразием жанров и форм. Так, детям предназначены вокальные циклы "Когда из школы вышли мы" на стихи французских поэтов в переводе В. Кудина (1979) и "Глупая лошадь" на стихи английских поэтов в переводе В. Левина (1980), сборники песен "Чудеса в решете" (1994) и "Музыкальные качели" на стихи О. Сердобольского (1997), хоровой цикл "Уноси меня, мой змей" и хоры a cappella на стихи Аша Деви (перевод И. Такмаковой, 1976) и другие.

Для детского музыкального театра композитором написаны балет "Золотой ключик", оперы "Тараканище", "Курочка-Ряба", "Колобок", "Вищ-Отыр", мюзиклы "Страна Валяй-Форси" и "Оленья долина".

Значительная часть произведений Ж. Металлиди создана для инструментального исполнения, в том числе – фортепианного. Этот жанр представлен, в частности, несколькими циклами миниатюр, среди которых - "Воспоминание о Севере" (1985), "Золотое кольцо России" (1988), "Дом с колокольчиком" (1994), "Музыкальный сюрприз" (2000), "Лесная музыка" (2000).

Характерными чертами "детского стиля" композитора являются жанровость, образность, изобразительность. Одно из определяющих свойств ее музыки для детей - юмор. В самых разнообразных вариантах и "дозах", от неожиданной интонационной изюминки до фактурных сюрпризов, от безобидно шутливой нелепицы – до иронической концепции целого. Гротескная заостренность "персонажей", театральность, картинность, "мультипликационность" способствуют "легкому", быстрому запоминанию ее музыки.

Образность произведений композитора многогранна. Здесь и картины природы (фортепианный цикл "Лесная музыка"), и музыкальные портреты (песни цикла "Глупая лошадь"), герои легенд и сказаний (опера "Вищ-Отыр") и сказочные персонажи (опера "Тараканище", сборник фортепианных ансамблей "Золотой ключик").

Фортепианный цикл "Лесная музыка" - один из характерных для стиля Ж.Металлиди. Новаторские стороны музыкального языка, программность, яркая образность и доступность пианистического изложения для детей младших классов и определили выбор именно этого цикла в качестве учебного материала при проведении экспериментальной работы.

В авторской аннотации к циклу написано – "Лес дает мне силы, будит мою творческую фантазию. Надо только внимательно смотреть вокруг и слушать… слушать. И тогда услышишь в лесной музыке и песню старой сосны, и веселую песню дятла, и песню звездной ночи".

Страницы: 1 2 3 4

Информация о музыке:

Блюзовые ноты
Негритянская манера пения отразилась на образовании так называемых «блюзовых» или «голубых» (blue notes), что в свою очередь отразилось на мелодике и гармонии джаза и на его необычном оркестровом звучании. Инструменты, подражая человеческому голосу, также пользуются такими нефиксированными, детони ...

О сравнении богослужебного пения и иконы
Церковное пение и икону, думается, можно сопоставить, только с определёнными оговорками. Во-первых, в богословском аспекте, как распев и иконопись, где распев, согласно святоотеческой трактовке, рассматривают как «богословие в звуках» (или «поющее богословие»), а иконопись - «богословие в красках ...

Семантизация музыкального языка и этапы стилевой эволюции
Сколь бы далеко ни зашел процесс семантизации музыкального материала (в ходе которого фонические элементы вбирают в себя образно-смысловой заряд словесности), музыка продолжает удерживать связь со словом. Есть три уровня такой связи. Первый уровень (непосредственная связь) проявляется в произведен ...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru