Анализ учебного материала (фортепианного цикла Ж. Металлиди "Лесная музыка")

Информация » Развитие у младших школьников восприятия современной "детской" музыки » Анализ учебного материала (фортепианного цикла Ж. Металлиди "Лесная музыка")

Страница 1

Жанна Лазаревна Металлиди – петербургский музыкант. Свыше сорока лет она преподает теорию музыки и ведет класс композиции в музыкальной школе. Но по своему призванию – она, прежде всего, "детский" композитор. "Она необыкновенно обогатила педагогический детский репертуар… Форма, жанр, фактура в ее произведениях доступны для детского исполнения, очень ценны с методической точки зрения… В музыке Металлиди звучит ее непорочная, чистая душа, простая и мудрая. Пожалуй, сейчас никто так не пишет…", - К.А. Сандовская [51, с.117].

"Детская" музыка композитора отличается большим разнообразием жанров и форм. Так, детям предназначены вокальные циклы "Когда из школы вышли мы" на стихи французских поэтов в переводе В. Кудина (1979) и "Глупая лошадь" на стихи английских поэтов в переводе В. Левина (1980), сборники песен "Чудеса в решете" (1994) и "Музыкальные качели" на стихи О. Сердобольского (1997), хоровой цикл "Уноси меня, мой змей" и хоры a cappella на стихи Аша Деви (перевод И. Такмаковой, 1976) и другие.

Для детского музыкального театра композитором написаны балет "Золотой ключик", оперы "Тараканище", "Курочка-Ряба", "Колобок", "Вищ-Отыр", мюзиклы "Страна Валяй-Форси" и "Оленья долина".

Значительная часть произведений Ж. Металлиди создана для инструментального исполнения, в том числе – фортепианного. Этот жанр представлен, в частности, несколькими циклами миниатюр, среди которых - "Воспоминание о Севере" (1985), "Золотое кольцо России" (1988), "Дом с колокольчиком" (1994), "Музыкальный сюрприз" (2000), "Лесная музыка" (2000).

Характерными чертами "детского стиля" композитора являются жанровость, образность, изобразительность. Одно из определяющих свойств ее музыки для детей - юмор. В самых разнообразных вариантах и "дозах", от неожиданной интонационной изюминки до фактурных сюрпризов, от безобидно шутливой нелепицы – до иронической концепции целого. Гротескная заостренность "персонажей", театральность, картинность, "мультипликационность" способствуют "легкому", быстрому запоминанию ее музыки.

Образность произведений композитора многогранна. Здесь и картины природы (фортепианный цикл "Лесная музыка"), и музыкальные портреты (песни цикла "Глупая лошадь"), герои легенд и сказаний (опера "Вищ-Отыр") и сказочные персонажи (опера "Тараканище", сборник фортепианных ансамблей "Золотой ключик").

Фортепианный цикл "Лесная музыка" - один из характерных для стиля Ж.Металлиди. Новаторские стороны музыкального языка, программность, яркая образность и доступность пианистического изложения для детей младших классов и определили выбор именно этого цикла в качестве учебного материала при проведении экспериментальной работы.

В авторской аннотации к циклу написано – "Лес дает мне силы, будит мою творческую фантазию. Надо только внимательно смотреть вокруг и слушать… слушать. И тогда услышишь в лесной музыке и песню старой сосны, и веселую песню дятла, и песню звездной ночи".

Страницы: 1 2 3 4

Информация о музыке:

Процесс дыхания и его приминение на практике
Мазетти полагал, что нет надобности посвящать учеников в детали устройства нашего вокального органа, ибо это будет лишь сбивать учеников с толку. Duprez, в своей книге «I’ Art du chant» (искусство пения), облекая эту мысль в деликатную форму, говорит: «как поэту нет надобности знать физиологию моз ...

Творческий путь
Немецкий композитор, дирижер, превосходный пианист. Он так же был музыкальным критиком. Написал критические статьи: “Музыкальные и драматические заметки”, автобиографический роман (незавершенный) “Жизнь музыканта”, рецензии. Значение творчества Вебера в западноевропейской музыке – основоположник н ...

Рождение Действительного оперного театра (1928 год)
Первым оперным театром Рима был Театр Арджентина, который затем был превращен в главный драматический театр столицы Италии. Рим единственный среди больших и малых городов Италии находился в унизительном положении, не имея специального здания оперного театра. Необходимость в сооружении театра была ...

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru