Анализ учебного материала (фортепианного цикла Ж. Металлиди "Лесная музыка")

Информация » Развитие у младших школьников восприятия современной "детской" музыки » Анализ учебного материала (фортепианного цикла Ж. Металлиди "Лесная музыка")

Страница 3

В пятой пьесе "Заблудились" (d-moll) можно услышать и представить себе яркий мультипликационный образ. Мелодия здесь является главным носителем смысловой информации. Ее шестикратное проведение в основной тональности (d-moll) в сочетании с красочной гармонией (DD) и внутритактовой синкопой способствует образному воплощению, так же, впрочем, как и использование канонической имитации. Небольшая ярко-красочная каденция (три такта) из четырех аккордов (VI, S-dur, IIb, VII) разрешает комизм ситуации.

В пьесе "Танцующие светлячки" (g-moll) композитор демонстрирует два дополняющих друг друга образа, "действующих" в танцевальном движении жиги. Использование артикуляционных приемов (staccato-legato) и мелких длительностей (восьмые и шестнадцатые) на протяжении всей пьесы создает впечатление своеобразного кружения – главное средство выразительности. Высокий регистр, восходящее движение, межтактовые синкопы, обилие форшлагов – средства выразительности которыми композитор добивается некоторой мелодической изысканности. Пространство и "свет" достигается мягкими гармоническими сочетаниями: T, T2, VI7, D7, T.

В седьмой пьесе - "Утро в горах" (G-dur) – присутствует восточный колорит, чему способствует миксолидийский лад. Аккордовые построения в аккомпанементе (T,VIIb,VIb,) создают колористический фон, органично дополняя мелодию. Картина просыпающейся природы (в среднем разделе) "рисуется" с помощью колористической педали, красочных аккордовых комплексов, включающих диссонансные гармонии. Яркая кульминация в C-dur стремительно (один такт) возвращает к первоначальному состоянию созерцания и покоя.

В следующей пьесе - "Весенняя песенка" (A-dur) - композитор сопоставляет два образа: первый - наступающей весны (на фоне остинатного аккомпанемента звучит незатейливая песенка с небольшим отклонением в D-dur), второй (в среднем разделе) - образ-воспоминание о прошедшей зиме (темп meno mosso, небольшого диапазона мелодическая линия, аккордовое изложение, "застывшая" на p динамика). Музыкальный язык пьесы, особенно в среднем разделе, отличается ярким современным звучанием, создаваемым, в частности, чередованием далеких тональностей: cis-moll, e-moll, c-moll и др.

Иными средствами композитор рисует "Осенний пейзаж" (девятая пьеса). Печальная, грустная мелодия (ремарка автора: "журавли печально курлычут") изложена в пентатонном ладу. Во втором периоде на фоне зыбкого аккомпанемента (фригийский лад) звучат выразительные квартовые интонации в верхнем регистре ("курлычут…"). Еще более настойчивы квартовые интонации (в среднем регистре) среднего периода второй части. Политональность, полиладовость, переменный размер, насыщенная фактура усиливают впечатление от пейзажа поздней холодной осени.

Яркая изобразительность присутствует в десятой пьесе - "Веселый дятел". Использование политональности (F-dur, As-dur), диссонантных гармоний с элементами джазового лада (IIIb, VIIb – IIIн,VIIн), артикуляционных приемов, динамических контрастов в сочетании с подвижным темпом создают атмосферу задора и юмора.

Страницы: 1 2 3 4

Информация о музыке:

Детство и годы учения
Эдвард Григ родился 15 июня 1843 года в Бергене, крупном приморском городе Норвегии. Отец Грига, по происхождению шотландец, занимал должность британского консула. Мать Грига, норвежка, была хорошей пианисткой, она нередко выступала в Бергене с концертами. В семье Григов царило горячее увлечение м ...

Формообразующие средства гармонии
Аккорд Слово «аккорд» (итал. accordo, φρ. accord) ведет свое происхождение от позднелатинского (III-VI вв.) accordare — «согласовывать» (состоит из предлога ad — «к» и корня cor, cordis — «сердце»; при ассимиляции «ad» —> «с» получается accordo — «согласовываю»). Таким образом, и сло ...

Be-bop deluxe
Be - bop deluxe Уникальный композитор и гитарист-экспериментатор Билл Нельсон получил широкую известность благодаря своему неортодоксальному подходу к рок-музыке. Главной его заслугой является то, что ему удалось перекинуть мостик от масштабного, хитроумного прогрессива первой половины 70-х к откр ...

Навигация

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru