Анализ учебного материала (фортепианного цикла Ж. Металлиди "Лесная музыка")

Информация » Развитие у младших школьников восприятия современной "детской" музыки » Анализ учебного материала (фортепианного цикла Ж. Металлиди "Лесная музыка")

Страница 3

В пятой пьесе "Заблудились" (d-moll) можно услышать и представить себе яркий мультипликационный образ. Мелодия здесь является главным носителем смысловой информации. Ее шестикратное проведение в основной тональности (d-moll) в сочетании с красочной гармонией (DD) и внутритактовой синкопой способствует образному воплощению, так же, впрочем, как и использование канонической имитации. Небольшая ярко-красочная каденция (три такта) из четырех аккордов (VI, S-dur, IIb, VII) разрешает комизм ситуации.

В пьесе "Танцующие светлячки" (g-moll) композитор демонстрирует два дополняющих друг друга образа, "действующих" в танцевальном движении жиги. Использование артикуляционных приемов (staccato-legato) и мелких длительностей (восьмые и шестнадцатые) на протяжении всей пьесы создает впечатление своеобразного кружения – главное средство выразительности. Высокий регистр, восходящее движение, межтактовые синкопы, обилие форшлагов – средства выразительности которыми композитор добивается некоторой мелодической изысканности. Пространство и "свет" достигается мягкими гармоническими сочетаниями: T, T2, VI7, D7, T.

В седьмой пьесе - "Утро в горах" (G-dur) – присутствует восточный колорит, чему способствует миксолидийский лад. Аккордовые построения в аккомпанементе (T,VIIb,VIb,) создают колористический фон, органично дополняя мелодию. Картина просыпающейся природы (в среднем разделе) "рисуется" с помощью колористической педали, красочных аккордовых комплексов, включающих диссонансные гармонии. Яркая кульминация в C-dur стремительно (один такт) возвращает к первоначальному состоянию созерцания и покоя.

В следующей пьесе - "Весенняя песенка" (A-dur) - композитор сопоставляет два образа: первый - наступающей весны (на фоне остинатного аккомпанемента звучит незатейливая песенка с небольшим отклонением в D-dur), второй (в среднем разделе) - образ-воспоминание о прошедшей зиме (темп meno mosso, небольшого диапазона мелодическая линия, аккордовое изложение, "застывшая" на p динамика). Музыкальный язык пьесы, особенно в среднем разделе, отличается ярким современным звучанием, создаваемым, в частности, чередованием далеких тональностей: cis-moll, e-moll, c-moll и др.

Иными средствами композитор рисует "Осенний пейзаж" (девятая пьеса). Печальная, грустная мелодия (ремарка автора: "журавли печально курлычут") изложена в пентатонном ладу. Во втором периоде на фоне зыбкого аккомпанемента (фригийский лад) звучат выразительные квартовые интонации в верхнем регистре ("курлычут…"). Еще более настойчивы квартовые интонации (в среднем регистре) среднего периода второй части. Политональность, полиладовость, переменный размер, насыщенная фактура усиливают впечатление от пейзажа поздней холодной осени.

Яркая изобразительность присутствует в десятой пьесе - "Веселый дятел". Использование политональности (F-dur, As-dur), диссонантных гармоний с элементами джазового лада (IIIb, VIIb – IIIн,VIIн), артикуляционных приемов, динамических контрастов в сочетании с подвижным темпом создают атмосферу задора и юмора.

Страницы: 1 2 3 4

Информация о музыке:

Genesis
Genesis Впервые участники этой английской супергруппы встретились в публичной школе в Чартерхаусе. Питер Габриэль (р. 13 мая 1950, Лондон; вокал), Тони Бэнкс (р. 27 марта 1951, Ист Хетли, Англия; клавишные) и Крис Стюарт (ударные) играли в ансамбле под названием "Garden Wall". Впоследс ...

Искусство Станислава Нейгауза
Искусство Станислава Нейгауза Шуберт, Лист, русская музыка Из русских композиторов отец предпочитал Скрябина. Конечно, «предпочитал» - не то слово, но лучшего я не нахожу. Как бы часто и замечательно он ни играл Рахманинова и Прокофьева, Скрябин все-таки стоял «на первом месте». Удивляться тут неч ...

Чему учит музыка?
А чему музыка учит нас? Музыка помогает нам тренировать себя в гармонии, и именно в этом магия, или тайна, музыки. Когда вы слышите музыку, которая вам нравится, то она настраивает вас на гармонию с жизнью. Поэтому человек нуждается в музыке. Многие говорят, что им не нужна музыка. Но на самом дел ...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru