Анализ учебного материала (фортепианного цикла Ж. Металлиди "Лесная музыка")

Информация » Развитие у младших школьников восприятия современной "детской" музыки » Анализ учебного материала (фортепианного цикла Ж. Металлиди "Лесная музыка")

Страница 3

В пятой пьесе "Заблудились" (d-moll) можно услышать и представить себе яркий мультипликационный образ. Мелодия здесь является главным носителем смысловой информации. Ее шестикратное проведение в основной тональности (d-moll) в сочетании с красочной гармонией (DD) и внутритактовой синкопой способствует образному воплощению, так же, впрочем, как и использование канонической имитации. Небольшая ярко-красочная каденция (три такта) из четырех аккордов (VI, S-dur, IIb, VII) разрешает комизм ситуации.

В пьесе "Танцующие светлячки" (g-moll) композитор демонстрирует два дополняющих друг друга образа, "действующих" в танцевальном движении жиги. Использование артикуляционных приемов (staccato-legato) и мелких длительностей (восьмые и шестнадцатые) на протяжении всей пьесы создает впечатление своеобразного кружения – главное средство выразительности. Высокий регистр, восходящее движение, межтактовые синкопы, обилие форшлагов – средства выразительности которыми композитор добивается некоторой мелодической изысканности. Пространство и "свет" достигается мягкими гармоническими сочетаниями: T, T2, VI7, D7, T.

В седьмой пьесе - "Утро в горах" (G-dur) – присутствует восточный колорит, чему способствует миксолидийский лад. Аккордовые построения в аккомпанементе (T,VIIb,VIb,) создают колористический фон, органично дополняя мелодию. Картина просыпающейся природы (в среднем разделе) "рисуется" с помощью колористической педали, красочных аккордовых комплексов, включающих диссонансные гармонии. Яркая кульминация в C-dur стремительно (один такт) возвращает к первоначальному состоянию созерцания и покоя.

В следующей пьесе - "Весенняя песенка" (A-dur) - композитор сопоставляет два образа: первый - наступающей весны (на фоне остинатного аккомпанемента звучит незатейливая песенка с небольшим отклонением в D-dur), второй (в среднем разделе) - образ-воспоминание о прошедшей зиме (темп meno mosso, небольшого диапазона мелодическая линия, аккордовое изложение, "застывшая" на p динамика). Музыкальный язык пьесы, особенно в среднем разделе, отличается ярким современным звучанием, создаваемым, в частности, чередованием далеких тональностей: cis-moll, e-moll, c-moll и др.

Иными средствами композитор рисует "Осенний пейзаж" (девятая пьеса). Печальная, грустная мелодия (ремарка автора: "журавли печально курлычут") изложена в пентатонном ладу. Во втором периоде на фоне зыбкого аккомпанемента (фригийский лад) звучат выразительные квартовые интонации в верхнем регистре ("курлычут…"). Еще более настойчивы квартовые интонации (в среднем регистре) среднего периода второй части. Политональность, полиладовость, переменный размер, насыщенная фактура усиливают впечатление от пейзажа поздней холодной осени.

Яркая изобразительность присутствует в десятой пьесе - "Веселый дятел". Использование политональности (F-dur, As-dur), диссонантных гармоний с элементами джазового лада (IIIb, VIIb – IIIн,VIIн), артикуляционных приемов, динамических контрастов в сочетании с подвижным темпом создают атмосферу задора и юмора.

Страницы: 1 2 3 4

Информация о музыке:

Теория музыки Пифагора
В Древней Греции развивалась также музыкальная теория и музыкальная эстетика. Пифагор и пифагорейцы научно сформулировали ряд акустических законов музыки. Аристоксен выдвинул тезис о значении эмпирически-слухового восприятия интервалов и звукорядов. Дальнейшее развитие музыкальной теории нашло отра ...

Блэкмор Ричи (Ritchie Blackmore )
Блэкмор Ричи (Ritchie Blackmore ) 1967 - Ричи Блэкмор (род. 14.04.1945), игравший ранее с такими группами, как "Outlaws", "Screaming Lord Such" и "Neil Christian & The Crusaders", был приглашен экс-клавишником групп "Artwoods/The Flowerpot Men" Джоном Лор ...

О звуковысотной организации ладотональных систем
Понятие принципа минимизации позволяет определить звуковысотные отношения между ступенями ладотональной системы и ее центром. Предварительно отметим, что два понятия – лад и тональность неразрывны и лад сам по себе, может существовать только в виде звукоряда. В этом понимании ладовая система опреде ...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru