Анализ учебного материала (фортепианного цикла Ж. Металлиди "Лесная музыка")

Информация » Развитие у младших школьников восприятия современной "детской" музыки » Анализ учебного материала (фортепианного цикла Ж. Металлиди "Лесная музыка")

Страница 4

В одиннадцатой пьесе цикла - "Песня старой сосны" (e-moll) - звучит мелодия широкого диапазона со "стонущими" интонациями (опевание тритона). Аккомпанемент активно участвует в общем художественном замысле: звучат секундовые интонации, фактура обогащена арпеджированными аккордами, звукоизобразительным элементом "легкого дуновения ветерка" (трель по хроматизмам). В каденции, которая аналогична по гармоническому языку каденции пьесы "Осенний пейзаж" (попевки-сопоставления, контрасты moll-dur), создаются своеобразные блики, просветляющие образ.

Двенадцатая пьеса "Птичий концерт" (C-dur) сопровождается программной ремаркой автора: "и соловей заливается и дятел стучит по дереву, и кукушка кукует в лесной чаще, и воробей весело чирикает".

Вся миниатюра построена на звукоизобразительных элементах. Интересно, что сама тональность прослушивается только в теме, перекликающейся, кстати, с темой пьесы "Веселый дятел". Для создания картинки "птичьего базара" композитор использует постоянное сопоставление далеких тональностей (C-H-As-H–F), диссонирующие созвучия (септаккорд, квартаккорд), переменный размер, свободные ритмические группировки, смену регистров.

Заключительная тринадцатая пьеса цикла - "Ноктюрн" (Es-dur). Все засыпает вокруг, и только таинственный лес продолжает жить своей жизнью. "Таинственная" динамика (pp), разложенные аккорды в широком диапазоне, подголоски, переменный размер (5/4, 7/4, 3/4) способствуют созданию картины сумерек. Тема звучит спокойно, полновесно. Заканчивается пьеса несовершенной каденцией, в которой последний звук как бы зависает…

Таким образом, анализ фортепианных миниатюр Ж. Металлиди дает возможность отметить, что ее цикл "Лесная музыка" отличают яркая образность и творческая выдумка, мастерское владение всем арсеналом выразительных средств – как традиционных, так и новаторских. "Современность" музыкального языка проявляется в "инструментальном" качестве мелодики, в свободном использовании тональных сопоставлений, переменных размеров и ритмов, в элементах полиладовости, в звукоизобразительности, красочности аккордовых построений.

Страницы: 1 2 3 4 

Информация о музыке:

Диспозиция органа Домского собора в Риге
«Эберхард Фридрих Валькер», 124/IV/P, Opus 413, 1882/1883, Людвигсбург (Германия) I. Мaнуал – Hauptwerk (C–f3) 41. Principal 16’ 40. Flauto major 16’ 39. Viola di Gamba 16’ 51. Octav 8’ 50. Hohlflöte 8’ 49. Viola di Gamba 8’ 48. Doppelfloete 8’ 47. Gemshorn 8’ 46. Quintatön 8’ ...

Фотепианный концерт
Фортепианный концерт Грига — одно из выдающихся про­изведений этого жанра в европейской музыке второй поло­вины XIX века. Лирическая трактовка концерта приближает произведение Грига к той ветви жанра, которая представле­на фортепианными концертами Шопена и особенно Шу­мана. Близость к концерту Шу ...

Gwar
Gwar Что делают некоторые отморозки, которые толком не умеют играть на инструментах? Они рядятся в немыслимые костюмы, придумывают себе дурацкие клички и устраивают шок-шоу, придумав перед этим себе легенду. В случае "Gwar" их "предыстория" такова – миллионы лет назад банда к ...

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru