В одиннадцатой пьесе цикла - "Песня старой сосны" (e-moll) - звучит мелодия широкого диапазона со "стонущими" интонациями (опевание тритона). Аккомпанемент активно участвует в общем художественном замысле: звучат секундовые интонации, фактура обогащена арпеджированными аккордами, звукоизобразительным элементом "легкого дуновения ветерка" (трель по хроматизмам). В каденции, которая аналогична по гармоническому языку каденции пьесы "Осенний пейзаж" (попевки-сопоставления, контрасты moll-dur), создаются своеобразные блики, просветляющие образ.
Двенадцатая пьеса "Птичий концерт" (C-dur) сопровождается программной ремаркой автора: "и соловей заливается и дятел стучит по дереву, и кукушка кукует в лесной чаще, и воробей весело чирикает".
Вся миниатюра построена на звукоизобразительных элементах. Интересно, что сама тональность прослушивается только в теме, перекликающейся, кстати, с темой пьесы "Веселый дятел". Для создания картинки "птичьего базара" композитор использует постоянное сопоставление далеких тональностей (C-H-As-H–F), диссонирующие созвучия (септаккорд, квартаккорд), переменный размер, свободные ритмические группировки, смену регистров.
Заключительная тринадцатая пьеса цикла - "Ноктюрн" (Es-dur). Все засыпает вокруг, и только таинственный лес продолжает жить своей жизнью. "Таинственная" динамика (pp), разложенные аккорды в широком диапазоне, подголоски, переменный размер (5/4, 7/4, 3/4) способствуют созданию картины сумерек. Тема звучит спокойно, полновесно. Заканчивается пьеса несовершенной каденцией, в которой последний звук как бы зависает…
Таким образом, анализ фортепианных миниатюр Ж. Металлиди дает возможность отметить, что ее цикл "Лесная музыка" отличают яркая образность и творческая выдумка, мастерское владение всем арсеналом выразительных средств – как традиционных, так и новаторских. "Современность" музыкального языка проявляется в "инструментальном" качестве мелодики, в свободном использовании тональных сопоставлений, переменных размеров и ритмов, в элементах полиладовости, в звукоизобразительности, красочности аккордовых построений.
Информация о музыке:
Загадочный канон Рамоса де Парехи
Загадочный канон Рамоса де Парехи С.Лебедев
Историк, изучающий музыкальную культуру в ее совокупности, не может игнорировать любые свидетельства этой культуры, если такие свидетельства способны приблизить нас к адекватному восприятию музыки, что представляет настоящую проблему особенно в отношени ...
Deftones
Deftones
На волне ню-металла 90-х годов "Deftones" привлекли к себе внимание американской публики, играя на разогреве у таких команд как " Korn", "Bad brains" и " White zombie". Группу возглавил Чино Морено, по кличке "Вонг" (Камилло Вонг Морено), ...
Гедеон - спаситель Израиля
Мы часто в категорической форме требуем того, чего не заслуживаем, и часто беремся за такое дело, для которого наши руки слабы. Гедеон думал по-другому. Как и мы, он в мыслях никогда не приходил к тому, чтобы стать храбрым солдатом и военным полководцем. Также не мог он даже вообразить, в то время ...