Анализ учебного материала (фортепианного цикла Ж. Металлиди "Лесная музыка")

Информация » Развитие у младших школьников восприятия современной "детской" музыки » Анализ учебного материала (фортепианного цикла Ж. Металлиди "Лесная музыка")

Страница 4

В одиннадцатой пьесе цикла - "Песня старой сосны" (e-moll) - звучит мелодия широкого диапазона со "стонущими" интонациями (опевание тритона). Аккомпанемент активно участвует в общем художественном замысле: звучат секундовые интонации, фактура обогащена арпеджированными аккордами, звукоизобразительным элементом "легкого дуновения ветерка" (трель по хроматизмам). В каденции, которая аналогична по гармоническому языку каденции пьесы "Осенний пейзаж" (попевки-сопоставления, контрасты moll-dur), создаются своеобразные блики, просветляющие образ.

Двенадцатая пьеса "Птичий концерт" (C-dur) сопровождается программной ремаркой автора: "и соловей заливается и дятел стучит по дереву, и кукушка кукует в лесной чаще, и воробей весело чирикает".

Вся миниатюра построена на звукоизобразительных элементах. Интересно, что сама тональность прослушивается только в теме, перекликающейся, кстати, с темой пьесы "Веселый дятел". Для создания картинки "птичьего базара" композитор использует постоянное сопоставление далеких тональностей (C-H-As-H–F), диссонирующие созвучия (септаккорд, квартаккорд), переменный размер, свободные ритмические группировки, смену регистров.

Заключительная тринадцатая пьеса цикла - "Ноктюрн" (Es-dur). Все засыпает вокруг, и только таинственный лес продолжает жить своей жизнью. "Таинственная" динамика (pp), разложенные аккорды в широком диапазоне, подголоски, переменный размер (5/4, 7/4, 3/4) способствуют созданию картины сумерек. Тема звучит спокойно, полновесно. Заканчивается пьеса несовершенной каденцией, в которой последний звук как бы зависает…

Таким образом, анализ фортепианных миниатюр Ж. Металлиди дает возможность отметить, что ее цикл "Лесная музыка" отличают яркая образность и творческая выдумка, мастерское владение всем арсеналом выразительных средств – как традиционных, так и новаторских. "Современность" музыкального языка проявляется в "инструментальном" качестве мелодики, в свободном использовании тональных сопоставлений, переменных размеров и ритмов, в элементах полиладовости, в звукоизобразительности, красочности аккордовых построений.

Страницы: 1 2 3 4 

Информация о музыке:

Фотепианный концерт
Фортепианный концерт Грига — одно из выдающихся про­изведений этого жанра в европейской музыке второй поло­вины XIX века. Лирическая трактовка концерта приближает произведение Грига к той ветви жанра, которая представле­на фортепианными концертами Шопена и особенно Шу­мана. Близость к концерту Шума ...

At the gates
At the gates Этот шведский квинтет из Готенбурга, исполнявший агрессивный технотрэш, был основан в 1990 году. Правда, носил он тогда название "Grotesque", и состав был несколько другой. После выпуска одного альбома, "Incantation", вывеску поменяли на "At the gates". В ...

Клубы самодеятельной песни (КСП) как движущая сила развития движения авторской песни
Общественное сознание постоянно движется, что-то утверждает, что-то отрицает, переживает свои кризисы и периоды застоев. Его динамика - в его дифференциации. В нём есть важные «представительные» структуры и подсистемы, претендующие на истинность, на то, что они отражают мнение общества, защищают ег ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru