Анализ учебного материала (фортепианного цикла Ж. Металлиди "Лесная музыка")

Информация » Развитие у младших школьников восприятия современной "детской" музыки » Анализ учебного материала (фортепианного цикла Ж. Металлиди "Лесная музыка")

Страница 4

В одиннадцатой пьесе цикла - "Песня старой сосны" (e-moll) - звучит мелодия широкого диапазона со "стонущими" интонациями (опевание тритона). Аккомпанемент активно участвует в общем художественном замысле: звучат секундовые интонации, фактура обогащена арпеджированными аккордами, звукоизобразительным элементом "легкого дуновения ветерка" (трель по хроматизмам). В каденции, которая аналогична по гармоническому языку каденции пьесы "Осенний пейзаж" (попевки-сопоставления, контрасты moll-dur), создаются своеобразные блики, просветляющие образ.

Двенадцатая пьеса "Птичий концерт" (C-dur) сопровождается программной ремаркой автора: "и соловей заливается и дятел стучит по дереву, и кукушка кукует в лесной чаще, и воробей весело чирикает".

Вся миниатюра построена на звукоизобразительных элементах. Интересно, что сама тональность прослушивается только в теме, перекликающейся, кстати, с темой пьесы "Веселый дятел". Для создания картинки "птичьего базара" композитор использует постоянное сопоставление далеких тональностей (C-H-As-H–F), диссонирующие созвучия (септаккорд, квартаккорд), переменный размер, свободные ритмические группировки, смену регистров.

Заключительная тринадцатая пьеса цикла - "Ноктюрн" (Es-dur). Все засыпает вокруг, и только таинственный лес продолжает жить своей жизнью. "Таинственная" динамика (pp), разложенные аккорды в широком диапазоне, подголоски, переменный размер (5/4, 7/4, 3/4) способствуют созданию картины сумерек. Тема звучит спокойно, полновесно. Заканчивается пьеса несовершенной каденцией, в которой последний звук как бы зависает…

Таким образом, анализ фортепианных миниатюр Ж. Металлиди дает возможность отметить, что ее цикл "Лесная музыка" отличают яркая образность и творческая выдумка, мастерское владение всем арсеналом выразительных средств – как традиционных, так и новаторских. "Современность" музыкального языка проявляется в "инструментальном" качестве мелодики, в свободном использовании тональных сопоставлений, переменных размеров и ритмов, в элементах полиладовости, в звукоизобразительности, красочности аккордовых построений.

Страницы: 1 2 3 4 

Информация о музыке:

"Так поступают все женщины, или Школа влюбленных" (Cosi fan tutte)
"Так поступают все женщины, или Школа влюбленных" (Cosi fan tutte) Комическая опера в двух действиях; либретто Л. Да Понте. Первая постановка: Вена, "Бургтеатр", 26 января 1790 года Действующие лица: Фьордилиджи (сопрано), Дорабелла (меццо-сопрано), Феррандо (тенор), Гульель ...

О характере музыки Сен-Санса
Сен-Санса называли французским Мендельсоном. И действительно, у этих композиторов много общего: оба творили без видимых усилий, оба обладали виртуозной техникой, были наделены чудесным мелодическим даром, у обоих очень ясные музыкальные формы и гармонические структуры, музыка и того и другого дост ...

Конец 50 – начало 60-х гг.
Первый ранний период – первые 17 произведений – сборник “Юные годы”. В ранних песнях использует стихи Островского, Некрасова, Шевченко. Лирический романс “Ночь” по Пушкину. Среди них выделяется “Калистрат”, жанр колыбельной (по Некрасову). Колыбельная в трагическом стиле, слова: “Надо мной певала ...

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru