Анализ учебного материала (фортепианного цикла Ж. Металлиди "Лесная музыка")

Информация » Развитие у младших школьников восприятия современной "детской" музыки » Анализ учебного материала (фортепианного цикла Ж. Металлиди "Лесная музыка")

Страница 2

13 пьес цикла условно можно разделить на две группы. Первая из них объединяет пьесы пейзажного характера: "Лесная тропинка", "Тихое озеро", Утро в горах", Осенний пейзаж", "Песня старой сосны", "Ноктюрн". Ко второй группе принадлежат пьесы-сценки: "На лесной полянке", "Лесной переполох", "Заблудились", "Танцующие светлячки", "Весенняя песенка", "Веселый дятел", "Птичий концерт".

Цикл строится по принципу образного и темпового контраста. При этом пейзажные зарисовки звучат в темпе Andante, а лесные сцены - в темпе Allegretto. Каждая пьеса ярко "раскрашена": здесь и тонкая изысканная лирика мелодии, и сонорные аккордовые пятна, близкие кластерам, и элементы политональности, полиладовости, и неожиданные смены динамики и фактуры.

Первая пьеса цикла - "Лесная тропинка" (C-dur). Главное выразительное средство ее музыки – мелодия, своеобразие которой заключается в сочетании плавного движения со скачками без заполнения, на фоне повторяющейся ритмоформулы, что создает ощущение неожиданности, причудливой витиеватости. Широкий диапазон мелодической линии дает возможность почувствовать "воздух и пространство". Органный пункт, септаккорды, прозрачная фактура, способствуют созданию ощущения утренней свежести, любования природой, созерцательности.

Во второй пьесе цикла - "На лесной полянке" (F-dur) - композитор создает два образа-настроения: непосредственного детского веселья и напряженности, беспокойства. "Веселье" подчеркивается звучанием гармонического мажора, введением артикуляционных сопоставлений (staccato-legato), динамических контрастов, темповых отклонений, диссонансов и плотных терцовых сочетаний с опорой на тонику. Состояние же беспокойства возникает в результате появления гаммаобразных секвентных построений со sf на слабой доле, сочетании p и mp со штрихом staccato. Однако в коде динамический контраст (sf-p) и сопоставление регистров привносят юмор и комичность. В целом, в пьесе именно яркие динамические сопоставления являются наиболее значимыми среди средств выразительности.

В третьей пьесе - "Тихое озеро" (B-dur) - крайние разделы решены в характере классический баркаролы, на что указывают размер 6/8 и плавное, волнообразное "покачивание" в аккомпанементе, плавная мелодическая линия в высоком регистре (традиционные приемы). Средний раздел пьесы - появление неожиданного события, нарушившего покой и гармонию природы. Здесь преобладают современные средства выразительности – диссонансные аккорды, переменный размер (6/8, 3/8), стремительное динамическое нарастание, от p до ff.

Следующая пьеса цикла - "Лесной переполох" (Сis-dur) - картина неожиданного вторжения (может быть, озорных мальчишек), внесшего сумятицу в устоявшуюся жизнь леса и его обитателей. Изобразительная особенность заключается в использовании полифонического изложения двух голосов-"образов" - грубоватого нижнего (штрих marcato) и боязливо-неуверенного верхнего. Диссонирующее звучание аккордов в последнем такте разрешающихся в тоническое трезвучие, как бы приводя к благоприятному разрешению "лесного" конфликта.

Страницы: 1 2 3 4

Информация о музыке:

Интервалы в музыке
Интервал - это расстояние между двумя звуками. Расстояние между звуками в музыке измеряется полутонами. Полутон - это ближайшее расстояние между двумя звуками, то есть два соседних звука. (Если считать на фортепиано, то между двумя клавишами. Напоминаю, черные – это тоже клавиши) Тон = 2 полутона. ...

Fleetwood Mac
Fleetwood Mac Английская группа "Флитвуд Мак" образовалась в 1967 году. Исходный состав: Мик Флитвуд (р. 24 июня 1947, Редрутс, Англия; ударные), Джон Маквэй (р. 26 ноября 1945, Лондон, бас-гитара), Питер Грин (настоящее имя – Питер Аллен Гринбаум, р. 29 октября 1946, Лондон; вокал, ги ...

Аккорды DD внутри построения
Аккорды группы DD находят применение не только в кадансах, но и внутри построений. Если в кадансовых оборотах DD чаще всего подготавливается S, то вне каданса, в середине построений она вводится преимущественно после тонической гармонии, изредка D или D6. Аккорды DD, применяемые внутри построений ...

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru