Анализ учебного материала (фортепианного цикла Ж. Металлиди "Лесная музыка")

Информация » Развитие у младших школьников восприятия современной "детской" музыки » Анализ учебного материала (фортепианного цикла Ж. Металлиди "Лесная музыка")

Страница 2

13 пьес цикла условно можно разделить на две группы. Первая из них объединяет пьесы пейзажного характера: "Лесная тропинка", "Тихое озеро", Утро в горах", Осенний пейзаж", "Песня старой сосны", "Ноктюрн". Ко второй группе принадлежат пьесы-сценки: "На лесной полянке", "Лесной переполох", "Заблудились", "Танцующие светлячки", "Весенняя песенка", "Веселый дятел", "Птичий концерт".

Цикл строится по принципу образного и темпового контраста. При этом пейзажные зарисовки звучат в темпе Andante, а лесные сцены - в темпе Allegretto. Каждая пьеса ярко "раскрашена": здесь и тонкая изысканная лирика мелодии, и сонорные аккордовые пятна, близкие кластерам, и элементы политональности, полиладовости, и неожиданные смены динамики и фактуры.

Первая пьеса цикла - "Лесная тропинка" (C-dur). Главное выразительное средство ее музыки – мелодия, своеобразие которой заключается в сочетании плавного движения со скачками без заполнения, на фоне повторяющейся ритмоформулы, что создает ощущение неожиданности, причудливой витиеватости. Широкий диапазон мелодической линии дает возможность почувствовать "воздух и пространство". Органный пункт, септаккорды, прозрачная фактура, способствуют созданию ощущения утренней свежести, любования природой, созерцательности.

Во второй пьесе цикла - "На лесной полянке" (F-dur) - композитор создает два образа-настроения: непосредственного детского веселья и напряженности, беспокойства. "Веселье" подчеркивается звучанием гармонического мажора, введением артикуляционных сопоставлений (staccato-legato), динамических контрастов, темповых отклонений, диссонансов и плотных терцовых сочетаний с опорой на тонику. Состояние же беспокойства возникает в результате появления гаммаобразных секвентных построений со sf на слабой доле, сочетании p и mp со штрихом staccato. Однако в коде динамический контраст (sf-p) и сопоставление регистров привносят юмор и комичность. В целом, в пьесе именно яркие динамические сопоставления являются наиболее значимыми среди средств выразительности.

В третьей пьесе - "Тихое озеро" (B-dur) - крайние разделы решены в характере классический баркаролы, на что указывают размер 6/8 и плавное, волнообразное "покачивание" в аккомпанементе, плавная мелодическая линия в высоком регистре (традиционные приемы). Средний раздел пьесы - появление неожиданного события, нарушившего покой и гармонию природы. Здесь преобладают современные средства выразительности – диссонансные аккорды, переменный размер (6/8, 3/8), стремительное динамическое нарастание, от p до ff.

Следующая пьеса цикла - "Лесной переполох" (Сis-dur) - картина неожиданного вторжения (может быть, озорных мальчишек), внесшего сумятицу в устоявшуюся жизнь леса и его обитателей. Изобразительная особенность заключается в использовании полифонического изложения двух голосов-"образов" - грубоватого нижнего (штрих marcato) и боязливо-неуверенного верхнего. Диссонирующее звучание аккордов в последнем такте разрешающихся в тоническое трезвучие, как бы приводя к благоприятному разрешению "лесного" конфликта.

Страницы: 1 2 3 4

Информация о музыке:

Равномерные темперации
§ 1. Попытки разрешить проблему строя, пригодного для музыкальных целей, посредством неравномерных темперации, окончились неудачей, так как эти темперации давали возможность пользоваться ограниченным количеством тональностей (в отдельных тональностях появлялись так называемые «воющие» интервалы). ...

Dismember
Dismember Первое воплощение этой шведской дэтовой команды включало в себя всего трех человек – Роберт Сеннебэк (вокал, бас), Дэвид Бломквист (гитара) и Фред Эстби (ударные). Группа была создана в 1988 году в славном городе Стокгольме. В изначальном составе парни успели записать всего пару демок, & ...

Hot Tuna
Hot Tuna Эта американская группа образовалась в конце 60-х годов. Поначалу это был лишь побочный проект от “Jefferson airplane”, но со временем стал вполне самостоятельной единицей. Группу основали два старых друга, участники "Аэроплана", Джек Кэсэди (р. 13 апреля 1944, Вашингтон; бас) ...

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru