К вопросу об акустическом обосновании аккорда

Информация » К вопросу об акустическом обосновании аккорда

Страница 4

Как мы отмечали выше, для созвучия подчиненного типа многое зависит от расположения звука являющегося обертоном (или его октавных дублировок) по отношению к основному тону. Если взять за стандартное расположение, когда один из звуков созвучия занимает место обертона, то при его октавном перемещении (транспонировании) вниз, он будет связан с основным тоном через свой второй обертон, а не напрямую, и приобретет несколько большее значение в организации созвучия (пример 1B ). При дальнейшей транспозиции его вниз, мы можем прийти к такому положению, что звуковысотно он окажется ниже основного тона. В этом случае центральное значение основного тона существенно уменьшается и функциональность данного созвучия уже в большей мере начинает зависеть от окружающих условий: предшествующих и последующих созвучий, за счет линеарных связей и т.д. Будем, в дальнейшем, называть такое явление политоновостью созвучия. Естественно, что в созвучиях независимого типа политоновость проявляется изначально и в большей мере. В таких звуковых соединениях всегда существуют несвязанные обертоны, которые «работают» на утверждение самостоятельности только своих основных тонов. Собственно говоря, в любом созвучии политоновость существует всегда, но ее проявление (точнее ее восприятие нами) сильно зависит от типа созвучия, от расположения звуков в созвучии и от окружающих гармонических связей (гармонических условий).

Отсюда вытекает, что при соединении двух (и более) звуков, мы получаем два специфических свойства созвучия. Первое: если выделять один из звуков в качестве центрального, основного, то при соединении двух звуков, второй изменяет обертоновый состав первого, по крайней мере, качественно (усиление отдельных обертонов). Это можно называть сонористическим эффектом созвучия. Причем он проявляется как в основном тоне созвучия, так и в подчиненном, а также и в обоих звуках при независимом типе соединения, главное – какой тон выделяется в качестве центрального. Второе свойство вытекает из восприятия каждого звука в качестве независимого элемента созвучия – это свойство мы будем называть политоновостью (в отличие от политональности).

Несмотря на выделение этих свойств в отдельные группы, оба они присутствуют в созвучии одновременно. Но их проявление зависит от многих причин. Таких, например, как тип соединения (подчиненный или независимый), расположения звуков относительно друг друга, количества звуков в созвучии, окружающих гармонических условий в рамках музыкального произведения, используемых музыкальных инструментах, их тембрами, метроритмическими особенностями в момент соединения, степенью акцентирования того или иного свойства и т.д.

Предложенная модель организации созвучий позволяет выйти за рамки основного признака аккорда определенного еще Царлино, а именно, терцового строения созвучия. Формально данный признак может быть распространен на любое созвучие. Например, используя большие и малые терции, мы можем построить созвучие из всех 12 ступеней октавы и, представив его в теснейшем расположении (кластер), назвать, с полным на то основанием, аккордом. Удаляя из него определенные ступени, обосновав это их пропуском, мы можем «привязать» название аккорда к любому созвучию. Конечно, данное рассуждение приводит к абсурду и не позволяет определить звуковысотных отношений между составляющими созвучия даже через терцовые связи. Поэтому мы можем сказать, что терцовое строение является достаточным признаком аккорда, но не обязательным.

Основным выводом рассуждений является то, что современная музыкальная практика требует иной классификации аккордов[20] с большим числом признаков. Один из них мы уже рассмотрели – это разделение аккордов на подчиненный и независимый типы. При этом проявление подчиненности (независимости) существенно зависит от взаимного расположения составляющих аккорд звуков (ступеней).

Классификация аккордов по терцовому строению изжила себя и не соответствует по своему уровню современной музыкальной практике.

Соответственно и деление ладовых наклонений только на мажор и минор также не способно в полной мере описать всю специфику современных музыкальных ладотональных систем используемых на практике.

Иные признаки классификации созвучий мы рассмотрим в другом месте.

Страницы: 1 2 3 4 

Информация о музыке:

Dope
Dope Данный проект был задуман выходцами из южной Флориды братьями Доупами еще в 1996 году. Свои мечты они осуществили годом позже, когда перебрались в Нью-Йорк. Состав банды укомплектовали с помощью гитариста Триппа Эйсена, басиста Эйси Слэйда и барабанщика Престона Нэша. Стиль, выбранный группой ...

Рик Парфитт (Rick Parfitt)
Рик является одним из самых знаменитых английских ритм-гитаристов. Его внушительный стиль игры всегда был ядром звучания Status Quo. Известный как "The Womorr" (The Wild Old Man Of Rock and Roll), что можно перевести как Дикий Старик Рок-н-Ролла, Рик написал несколько запоминающихся комп ...

Гимн возрожденной России
Гимн возрожденной России Грачев В. Н. Создание и принятие союзного гимна А. Александрова инициировало в 40-50-е гг. процесс «гимнотворчества» во всех республиках, входящих в СССР. Однако гимн РСФСР тогда так и не был принят, несмотря на то, что крупнейшие отечественные композиторы предлагали сво ...

Навигация

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru