Царствование Екатерины Великой (1762-1796) было долгим и успешным. Начавшись сумбуром дворцового переворота, оно некоторое время сопровождалось восстаниями и бунтами (Пугачев, Костюшко), появлением самозванки (княжна Тараканова) и др. Но императрица все преодолела. И позднее, как отмечали современники, «благодаря ей, над Россией взошло солнце: все лютые враги были повержены».(5) По свидетельству князя А.А. Безбородко — ближайшего сподвижника императрицы, в расцвет правления Екатерины II «ни одна пушка в Европе без позволения нашего [читай: императрицы Екатерины Великой — ВГ.] выпалить не смела».(6)
В то же время русская императрица немецкого происхождения не во всем соответствовала идеалу православия. При ней были закрыты многие монастыри. Она ввела моду на все французское при дворе, что способствовало не только засилью французского языка, но и проникновению республиканских, антиклерикальных идей из Франции в Россию.
Екатерина II очень любила светские церемонии: балы, фейерверки, театр. Но одновременно была великой труженицей. Будучи на вершине власти, она продолжала работать над государственными делами по 12 часов в сутки. И очень плодотворно.
Наряду с подвигами выдающегося адмирала Ф.Ф. Ушакова на море, величайшей победой увенчался штурм сухопутной крепости Измаил, предпринятый в 1790 г. генералом графом А.В. Суворовым-Рымникским. Русские войска овладели почти непреступной турецкой твердыней на реке Дунай всего за шесть с половиной часов. Вот как описывал это событие сам Суворов в своем кратком донесении светлейшему князю Г.А. Потемкину — главнокомандующему русскими войсками: «Нет крепче крепости, ни отчаяннее обороны, как Измаил, падший пред высочайшим троном Ее Императорского Величества кровопролитным штурмом! ».(7)
По случаю выдающейся победы 28 апреля 1791 г. в Санкт-Петербурге состоялись грандиозные торжества и был устроен бал в Таврическом дворце князя Потемкина, на котором присутствовала императрица Екатерина II. Из музыки этого бала родился «Русский победный гимн», ставший сначала музыкальной эмблемой ее царствования, а позднее — неофициальным гимном дворянского сословия.
Его создание связано с именем О.А. Козловского — польского дворянина на русской службе, блестящего композитора и дирижера, внесшего достойный вклад в развитие музыкального искусства и, в частности, военной музыки России.(8) В конце 80-х гг. XVIII столетия он состоял в свите светлейшего князя Г. Потемкина, который и поручил композитору всю музыкальную часть праздника. Литературная часть было отдана поэту Г. Державину, стоявшему тогда на вершине своей славы. Он написал поэтические тексты к четырем хорам. Первый — для концерта: «От крыл орлов парящих»; второй — для кадрили: «Гром победы, раздавайся!»; третий — для «польского»: «Возвратились из походов»; четвертый — для балета: «Сколь твоими мы делами». Музыку к хорам сочинил О. Козловский. Помимо «польских» для хора на слова Державина, ему принадлежат также «Молдавская пляска», «Аллеманда», «Военная кадриль» и другие танцы.
Торжества, на которые съехались 3000 человек из самых знатных фамилий России, начались в шесть часов вечера. «Как скоро высочайшие посетители соизволили воссесть на приуготовленные места, то вдруг загремела голосовая и инструментальная музыка, из трехсот человек состоявшая. Торжественная гармония разлилась по пространству залы» — вспоминал Г. Державин.(9) Помимо хора и симфонического оркестра, в празднике принимал участие роговой оркестр. Дирижировал сводным коллективом О. Козловский. При появлении императрицы «грянул бал», который открыли 24 пары великосветских молодых людей во главе с четырнадцатилетним наследником престола цесаревичем Александром под музыку полонеза «Гром победы, раздавайся» в сопровождении пения и литавр. По отзывам современников, он производил сильное впечатление не только прекрасными стихами Г. Державина, но и торжественной, блестящей, отвечающей характеру настроения музыкой. Чем же была замечательна эта музыка? Действительно ли она была достойна именоваться «победным гимном России»? Или просто случайно пришлась «к месту»?
Информация о музыке:
Dokken
Dokken
Этот лос-анжелесский тяжелый металлический проект был создан вокалистом Доном Доккеном. Впервые он был замечен продюсером Дитером Дирксом, который завербовал его, чтобы использовать в качестве запасного вокалиста (в конечном счете, невостребованный) на концерте группы " Scorpions&quo ...
Проблема периодизации творчества
Каждый период творчества — это время между двумя стилистическими сдвигами. А стилистический сдвиг связан с освоением некоей новой области душевных состояний. Новой в том отношении, что искусство прежде не охватывало ее и слушатели еще не имеют опыта переживания таких состояний. Композитор в опреде ...
Рождение Действительного оперного театра (1928 год)
Первым оперным театром Рима был Театр Арджентина, который затем был превращен в главный драматический театр столицы Италии. Рим единственный среди больших и малых городов Италии находился в унизительном положении, не имея специального здания оперного театра. Необходимость в сооружении театра была ...