Государевы гимны

Информация » Государевы гимны

Страница 1

Государевы гимны

Грачев В. Н.

После Петра Великого почти каждый новый император или императрица российские заботились о создании собственного гимна, отражавшего какое-нибудь важное событие, происшедшее во время их правления, и отвечавшего особенностям их мировоззрения. Историк Ю. Ключевский верно подметил психологию русских людей того времени. «Им представлялось, что Московское государство, в котором они живут, есть государство московского государя, а не московского или русского народа»(1) — отмечал он. Поэтому все достижения государства ассоциировались с деятельностью его главы — царя. И гимн был, скорее, государевым(2), отражающим его мировоззрение или деяния, а не государственным.

В связи с личными качествами царствующих особ гимны оказывались то более церковными, то светскими; военными или гражданскими по своему характеру. В них использовались светские или церковные жанры, вокальная или инструментальная по складу мелодика, форма и т. д. Но постепенно через осмысление роли Государя в связи с конкретным событием, воплотившим чаяния народа, в русском гимне все более проступала роль Самодержца как выразителя воли Бога и, с другой стороны, его долга перед подданными. Одновременно гимн становился все более универсальным, отражая идеал государственного устройства России в целом. Примат духовного над светским в гимнах оставался основополагающим моментом на протяжении всего разбираемого периода истории государства Российского вплоть до 1917 г. До середины XIX в. в России понятие государственного гимна (в современном смысле слова), фактически, еще не сложилось. Славильные песни именовались то «виватными кантами» (при Петре), то «Польским» (при Екатерине II), «Песней ангелов» («Коль славен») или, традиционно, молитвой («Боже, Царя храни»). Лишь позже «Боже, Царя храни» А. Львова стал именоваться «Народным гимном».

Государев гимн до XIX в. обычно не являлся самостоятельным жанром и не писался как торжественная песнь. В зависимости от личных предпочтений и склонностей государя, им оказывалась музыка марша, празднества (кант, танец с пением) или пролог оперы, популярная песня к театральной постановке. Со времени правления Петра Великого в России привилась традиция привлечения в качестве гимна-молитвы торжественной песни какого-нибудь иного христианского государства.

Во времена царствования Елизаветы Петровны (1741-1761 гг.) — дочери Петра Великого и первой красавицы России, музыка величания, празднества, увеселения получила большое развитие. Как справедливо отмечает В. Ключевский, «в характере императрицы Елизаветы странно смешивались набожность и страсть к удовольствиям»(3). Царственная дочь Петра I была музыкальна и любила петь народные напевы и церковные песнопения(4). В соответствии с предпочтениями первого лица государства — царицы, важное значение при дворе, наряду с музыкой бала и балетом, приобрела опера. В Россию был приглашен итальянский композитор Франческо Арайя, создавший и поставивший ряд опер на русской сцене. В то время прямой показ царственных особ в любом сценическом жанре был запрещен. Но стремление к величанию находило обходные пути по отношению к существующим «табу». В опере «Милосердие Тита» в иносказательной форме прославлялась коронация Елизаветы Петровны, а в специально написанном прологе пелись аллегорические канты в честь совершенного ей дворцового переворота. Позднее в 1759 г. победа русской армии при Кунерсдорфе, совпавшая с днем Ангела императрицы, стала поводом для создания величального пролога (торжественного канта) на слова Сумарокова в ее честь.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Информация о музыке:

Проблема внемузыкального и этапность историко-стилевого процесса
В.Дж.Конен в статье «История, освещенная современностью» и в книге «Театр и симфония», рассматривая внемузыкальное в музыке, указала на факт регулярного чередования исторических периодов, когда попеременно превалирует то музыка, связанная с внемузыкальными компонентами (главным образом словесными) ...

Вторая соната Брамса для скрипки ля мажор
Главная партия начинается непреднамеренной цитатой (песня Вальтера из «Мейстерзингеров») в строгой хоральной фактуре. В ней есть порыв к любви, однако, в одеянии хоральности. А побочная партия — уже само упоение любви. Здесь проявляется общий путь, прочерченный Писанием: от благоговейного страха Б ...

Hades
Hades Трэшевая команда из Нью-Джерси прошла за свою карьеру много потрясений, включая перетасовки состава, распады и непонимание со стороны публики. Однако "Hades" удалось сколотить армию своих поклонников, как в Америке, так и в Европе (в частности в Германии). Отсчет был начат в 1978 ...

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru