Государевы гимны

Информация » Государевы гимны

Страница 5

Музыку гимна отличали задушевность и чистота интонации, проникновенность лирического распева. По сравнению с прерывистой интонацией воинственного гимна-полонеза, с отрывистыми фразами и пунктирным ритмом, мелодия Бортнянского более плавная, спокойная, юбиляционного склада, восходящая и опускающаяся в виде гигантских дуг в каждой из восьми фраз. Исследователи отмечают ее близость к некоторым гласам Большого знаменного распева. Неспешная сменяемость хоральных гармоний, медленный темп, возвышенно-умилительная проникновенность слов, обращенных к Господу .

Этот гимн-молитва оказался более популярен в России и как общегосударственное песнопение и среди масонских организаций, которые в то время неоправданно считались разновидностью православия и пользовались благосклонностью императора.(17) Прекрасная мелодия гимна Бортнянского стала одним из популярных символов России на рубеже XVIII-XIX вв. На некоторое время за гимном «Коль славен» закрепилась репутация общегосударственного. А по сути он был национальным духовным гимном России. Высота идейной концепции и известность сочинения Д. Бортнянского позволили гимну «Коль славен» существовать и многие десятилетия спустя, наряду с двумя общегосударственными «Боже, Царя храни».

В XIX в. музыка «Коль славен» исполнялась во время торжественных церемоний, связанных с православными праздниками: во время крестных ходов на «Крещение у Иорданей», на «Рождество» и «Пасху». При прохождении духовной процессии солдаты делали «на караул», а оркестр играл гимн-молитву Бортнянского.

Гимн «Коль славен» в это же время стали использовать в войсках как молитву во время ритуала «Вечерней зари». Она создавала к концу дня возвышенное, умиротворенное настроение у солдат, что имело важное воспитательное значение. Этот гимн-молитва настолько трогательно воспринимался современниками, что прусский король Фридрих-Вильгельм III, плененный его музыкой (во время посещения вместе с Александром I одного из военных лагерей), повелел исполнять русский гимн в прусской армии как вечернюю молитву. И эта традиция просуществовала в немецкой армии вплоть до начала Первой мировой войны.

«Молитва» Бортнянского звучала после команд «пики в руки», «шашки вон» при сопровождении траурных церемоний, когда хоронили генералов, штабс-и обер-офицеров, умерших на действительной службе. При погребении офицеров запаса, награжденных орденами св. Георгия и Георгиевским оружием. Гимн «Коль славен» исполнялся во время церемонии производства юнкеров в офицеры, в ритуале «Спуска флага с церемонией», когда давался артиллерийский залп и горнист играл сигнал «на молитву, шапки долой». Он же звучал после марша полка перед молитвой «Отче наш».

«Коль славен» играли и в ХХ в. Его пытались сделать официальным гимном при Временном правительстве в 1916 г., когда русские масоны пришли к власти. Этого не случилось, потому что у Временного правительства оказалось очень мало времени. Позднее он исполнялся на территории, контролируемой добровольческой армией А.И. Деникина и Урало-Сибирской армией А.В. Колчака. 25 августа 1919 г. гимн звучал на параде в Киеве, который принимал главнокомандующий Д.А. Май-Маевский; а в 1921 г. его играли на открытии памятника героям Белой армии в Галлиполи при выходе духовенства. Шестьдесят один год (1856-1917) тридцать колоколов Спасской башни Московского Кремля каждый день в 15 и 21 час вызванивали гимн Д. Бортнянского «Коль славен наш Господь в Сионе», а 12 и 18 часов они воспроизводили «Преображенский марш Петра Великого».

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Информация о музыке:

Finntroll
Finntroll Как-то мартовской ночью после основательной попойки двое человек уснули прямо в одном из репетиционных залов Хельсинки. Но остатки алкоголя давали одному из и толком поспать, и тогда он поднялся, уселся за клавишные и начал наигрывать фолковую мелодию. Тут проснулся и второй человек, мело ...

Вход Господень в Иерусалим
(Вербное воскресенье) (за неделю до Пасхи) Тропарь, гласъ 1: Общее воскресенiе прежде Твоея страсти увhряя, изъ мертвыхъ воздвиглъ еси Лазаря, Хрисnnnntntте Боже. Тhмже и мы, яко отроцы побhды знаменiя носяще, Тебh Побhдителю смерти вопiемъ: осанна в вышнихъ, благословенъ грядый во имя Господне. Ко ...

Специфика транскрипций вокальных, органных, скрипичных, оркестровых сочинений
По мнению Б. Бородина, в художественной практике фортепианного искусства сформировались традиционные стабильные области трансцендентного по отношению к фортепиано происхождения, обладающие преемственностью выразительных средств, особой трактовкой инструмента. Наиболее активно фортепиано осваивало в ...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru