Государевы гимны

Информация » Государевы гимны

Страница 4

Раздавайся, гром победы,

Пойте песню старины,

Бились храбро наши деды,

Бьются храбро их сыны.

Мы под теми же орлами,

Те же с нами знамена,

Лях, бунтующий пред нами,

Помнит наши имена.

В XIX в. гимн «Гром победы» оставался дворянским гимном — гимном доблести и чести ведущего сословия России XVIII-XIX вв. Параллельно с уменьшением роли дворянства в пореформенной России он все реже исполнялся и постепенно утратил свое значение.

П. Чайковский использовал музыку славильного припева из «Полонеза» Козловского в конце третьей картины оперы «Пиковая дама» в сцене появления императрицы Екатерины II на балу. Он слегка аранжировал его фактуру с тем, чтобы подчеркнуть особую торжественность и величие музыки Козловского. Добавил восходящие аккордовые тираты у струнных и торжественные фанфарные сигналы на паузах в конце фраз. Поместил мелодию в более высокой и напряженной тесситуре у сопрано, подчеркнув славильный характер припева. Дополнил припев, присочинив к нему кадансовые обороты с побочной субдоминантой VI ступени, что придало гимну еще большую торжественность и усилило русский колорит.

Сын Екатерины II Павел I правил всего четыре года (1796 - 1801 гг.). Многие его начинания шли в разрез с установками матери. В отличие от нее, Павел был более набожен и строг в поведении, но в то же время, по замечанию В. Ключевского, «имел небогатые способности». Это не помешало ему исправить некоторые негативные моменты, связанные с деятельностью Екатерины II и, в частности, открыть многие монастыри, закрытые его матерью. А вот с Суворовым у него были большие разногласия по поводу устроения армии. Император Павел I хотел формировать ее по немецкому образцу, на что Суворов никак не мог согласиться.(13) Конфликт с царем привел в конце концов к опале и ссылке великого генералиссимуса.

Существенные отличия в мировоззрении и личном облике Павла I привели к необходимости замены екатерининского гимна другим величальным песнопением, в большей степени отвечающим его личным взглядам и отражающим новые веяния в России. Им на рубеже веков стал гимн «Коль славен наш Господь в Сионе» на слова М. Хераскова(14) с музыкой Д. Бортнянского.(15)

Обстоятельства его написания история не сохранила. Можно лишь с достаточной уверенностью предположить, что гимн «Коль славен» был создан в самом конце XVIII - в начале XIX вв. С 1784 г. Д.С. Бортнянский писал музыку для Малого двора будущего императора Павла Петровича. По-видимому, тогда у него и сложились личные связи с нелюбимым сыном Екатерины II. Когда Павел стал царем, он сразу назначил Д. Бортнянского директором придворной певческой капеллы. По-видимому, в этот недолгий период правления Павла I и был создан гимн «Коль славен».

В отличие от екатерининского, в целом, светского полонеза, павловский гимн оказался церковным хоралом со словами-молитвой. Он, по-видимому, был ориентирован на гимны допетровской России, когда богослужебные напевы заменяли официальный государственный гимн. Но в отличие от них гимн на рубеже XVIII-XIX вв. был уже авторским.(16) В его тексте не было ни слова о самом императоре Павле I и о его деяниях, что подчеркивало набожность и скромность самодержца. Его молитвенные слова восхваляли Бога как мистическое основание державы Российской. Прекрасные стихи Хераскова и сейчас, спустя 200 лет поражают своей умилительной нежностью, возвышенным смирением и внутренним покоем.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Информация о музыке:

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru