Светлая седмица

Информация » Пасхальный цикл » Светлая седмица

Страница 1

Будто на одном дыхании проходит Пасхальная ночь, а человеческому сердцу, вкусившему неизреченной сладости рая, хочется еще и еще слышать "празднующих глас непрестанный", хочется продлить мгновение Вечности, осенившей эту светозарную ночь, остановить, преодолеть текущее время - поэтому день Светлого Христова Воскресения не кончается, он длится всю пасхальную седмицу, которая называется Светлой. В богослужебном отношении вся Светлая седмица есть как один праздничный день; во все дни этой седмицы богослужение бывает то же, что и в первый, с немногочисленными изменениями.

Древний и святой обычай, сохраняемый и ныне благочестивыми христианами есть тот, чтобы во всю Светлую седмицу не пропускать ни одного церковного богослужения. Вообще праздник Пасхи на Руси представляет собой самое радостное и торжественное празднество. Не напрасно наши предки обставили этот праздник особенными верованиями и обычаями, доныне живущими в быту народном. Праздник весны и пробуждения природы, соединяясь с великим религиозным торжеством пасхальным, дает ему особую радостность: природа в это время, по народному убеждению, как бы сочувствует воскресению Спасителя и выражает эту радость в своих явлениях. В древней христианской Церкви праздник Воскресения Христова посвящался по преимуществу делам благотворительности. У нас на Руси во время Пасхи государи посещали больницы и богадельни, пленных иностранцев, колодников и с пасхальным приветствием наделяли их одеждой, деньгами, пищей. Вообще всю Светлую седмицу наши предки посвящали богомолью, путешествию по ближним и дальним монастырям, щедрой раздаче милостыни нищим и увечным. Во всю седмицу со столов не снимались яства и радушно предлагались каждому страннику и нищему. Но из всех пасхальных обычаев - самый распространенный и издревле глубоко вошедший в русскую народную жизнь, - употребление на Пасху крашеных яиц. Яйцами обмениваются при пасхальном приветствии - "христосовании". С древности яйцо считалось символом всего жизненного и цветущего в природе. В христианской традиции яйцо, окрашенное в красный цвет, символизирует Воскресение Христово и Вечную Жизнь

Всю Светлую седмицу во всех городах и весях Руси с колоколен церквей слышится непрерывный колокольный звон. По русскому православному обычаю всякий желающий может в эти дни подниматься на колокольню и звонить.

Царские врата в храмах всю седмицу остаются отверстыми вплоть до вечера субботы. В субботу Светлой седмицы верующим раздают освященный хлеб - артос (в память о праздничных апостольских трапезах с воскресшим Христом). Этот хлеб освящается во время ночной Пасхальной службы, а затем всю Светлую седмицу находится в храме возле Царских врат.

Восьмой день во Пасхе, как окончание торжества Светлой седмицы, издревле составил особое торжество, как бы замену самого Пасхального дня, отчего и назван Антипасхой, что значит вместо Пасхи. С этого дня начинается круг недель и седмиц целого года. От этого же дня начинаются и недели по Пасхе. Всех недель (воскресений) после Пасхи - семь. Они называются неделями по Пасхе не только потому, что следуют за нею, но и по священным воспоминаниям в них, относящимся к прославлению Воскресения Господа. По этим особым воспоминаниям каждая из недель по Пасхе имеет свое название.

Вторая неделя (первой неделей считается сама Пасха) - Фомина (или Антипасха). Она посвящена уверению Апостола Фомы (Ин. 20, 26-29). Во вторник Фоминой недели - пасхальное поминовение усопших - Радоница. Третье воскресенье - "неделя жен-мироносиц" - память о тех женщинах, которые были с Господом - служили Ему в Его земной жизни, сопровождали Его на Голгофу, погребали Тело Его и первыми обрели радость Воскресения Христова. Этот день иногда называют праздником женщины-христианки.

Четвертое воскресенье - "неделя о расслабленном" (Ин. 5, 1-16) говорит о тесной связи между грехом и недугом, о том, что истинное исцеление дает человеку Господь.

Пятое воскресенье посвящено самарянке (Ин. 4, 4-42), с которой Христос говорил у колодца об истинах веры.

Шестое воскресенье - "неделя о слепом" (Ин. 9, 1-38). Здесь сравнивается исцеление слепорожденного с духовным прозрением человека.

Седьмое воскресенье - "неделя Святых Отец", когда прославляются Святые Отцы Церкви, утвердившие ее учение на семи Вселенских Соборах.

В Четверг шестой седмицы (в 40-день по Пасхе) празднуется двунадесятый праздник Вознесения Господня (накануне в среду совершается отдание Пасхи). А восьмое воскресение по Пасхе (50-й день) - это день Св.Троицы (Пятидесятница). И как завершение Пасхального цикла - первое воскресенье по Пятидесятнице "неделя Всех Святых".

Страницы: 1 2

Информация о музыке:

Глиэр Рейнгольд Морицевич
Глиэр Рейнгольд Морицевич (1874/75—1956) Cоветский композитор, дирижёр, педагог. Народный артист СССР - (1938). Ученик М. М. Ипполитова-Иванова, А. С. Аренского, Г. Э. Конюса, С. И. Танеева. С 1908 выступал как дирижёр. В 1920—22 заведующий музыкальной секцией Московского отдела народного образова ...

Веймарский период творчества
В веймарский период Бах доводит свое искусство исполнителя до высочайшей степени совершенства, его дар композитора и импровизатора достигает полной зрелости и пышного расцвета. В Веймаре Баху впервые удалось основаться достаточно прочно и оседло. Утвердившись в новой своей должности, а впоследств ...

Периодизация и композиторские типы
В течение жизни творческое лицо композитора может так или иначе меняться. М.И.Цветаева писала: “Ждать от поэта одинаковых стихов в 1915 и в 1925 г. то же самое, что ждать — от него же в 1915 г. и в 1925 г. одинаковых черт лица”. А.А.Блок писал о периодизации творчества писателей так: “Писатель — р ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru