Улыбающийся Бетховен

Информация » Улыбающийся Бетховен

Страница 4

Следующее за полонезом Andante quasi Allegretto представляет собой тему с пятью вариациями и кодой, и интонационно тесно связана с маршем. Есть здесь реминисценции и из других частей Серенады. Намеком на предыдущие «терзания» Adagio является 3-я вариация в d-moll, а воспоминанием о легких, скерцозных образах – 5-я вариация, загадочно меняющая размер с 2/4 на 6/8, темп с Andante на Allegro, плавность и спокойную песенную лирику на игривую танцевальность. У Бетховена она не обозначена отдельным номером и продолжает последовательность вариаций с выписанными повторами. Но при этом заканчивается она на доминанте и непосредственно переходит в тему завершающего весь цикл марша, начало которой – великолепная находка! – звучит как очередная вариация.

Кстати, от Andante quasi Allegretto также тянется своеобразная арка к последующим сочинениям композитора: немало общего, в частности, можно обнаружить между вариациями Серенады ор. 8 и вариациями из пятого квартета ор. 18 (написанными в том же размере и тональности), где не только темы, их элементы, но и целые разделы обнаруживают заметное сходство, вплоть до характерного отклонения в B-dur, более драматично звучащего в 5-й вариации квартета).

«Вероятно, сейчас никто не будет отрицать достоинств ранних творений Бетховена. Но мы оценим их еще выше, если сможем отрешиться от стереотипов восприятия»[16]. Действительно, Серенада ор. 8 по сравнению с монументальными героическими композициями более позднего времени может показаться сочинением не слишком значительным. Однако такой вывод оказался бы исторически некорректным. Ведь сочиняя данное струнное трио, Бетховен ни в коем случае не претендовал на воплощение какой-либо глобальной концепции. Это музыка развлекательная и не предназначена для других целей. Поэтому и композиционно она не слишком сложна, представляя собой ряд несложных в гармоническом, ритмическом, структурном отношении пьес, изложенных универсальным, общедоступным языком. Однако написана Серенада, несомненно, мастерски. Цитируя определение, данное самим Бетховеном, можно сказать, что в этом произведении заключено не только «естественное чувство» (naturliche Empfindung), но и искусная разработка материала (Kunst)[17]. Помимо самоценности, это сочинение демонстрирует мастерство Бетховена в оперировании данным составом инструментов, оригинальную структуру. Музыкальные средства выразительности, тембровые, тематические находки, появившиеся в ходе работы над этим произведением, переработанные и усовершенствованные, вошли в другие сочинения композитора (в первую очередь, в камерные произведения для струнных инструментов), дали импульс для дальнейшего развития его творчества.

Струнная серенада D-dur ор. 8 издавалось множество раз, более чем другие камерные сочинения. Впервые она вышла из печати в 1797 году в Вене у Артариа, далее в 1802 году в Бонне у Зимрока, в 1805, 1806, 1812 – в Лондоне, в Оффенбахе у Андре и в Париже в семи различных издательствах (1828). Через несколько лет после первой публикации Серенады в Лейпциге, Вене и Лондоне появились обработки этого сочинения: для флейты, альта и виолончели; для гитары, скрипки и альта (1807); для фортепиано (1822); для флейты (скрипки) и фортепиано (1826). Отдельно были изданы: полонез и тема с вариациями для фортепиано в четыре руки (1807, 1808); полонез для двух скрипок (1807). В Вене у Хофмейстера и во Франкфурте у Дунста публиковался уже упоминавшийся «Ноктюрн для альта и фортепиано» ор. 42 (1804) и т. д. Далее, после смерти Бетховена, серенада неоднократно выходила как целиком, так и отдельными частями[18], к ней обращались многие известные музыканты. Она вышла в редакции Ф. Давида, новые аранжировки для альта и фортепиано были сделаны альтистами В. Форбсом (1951, Лондон) и У. Примрозом (1952, Лондон) и др. В нашей стране Серенада ор. 8 (в редакции Ф. Давида) была опубликована Музгизом в 1931 году. В 1930-е годы вышло несколько переложений отдельных частей (марш – для фортепиано в 4 руки, полонез – для малого неаполитанского оркестра или секстета, тема с вариациями – для альта и фортепиано (в редакции Х. Риттера), а также для виолончели и фортепиано (в обработке Фогеля и Геру). А в 1971году в Москве был опубликован уже упоминавшийся Ноктюрн ор. 42 ( в редакции М. Рейтиха).

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Информация о музыке:

Gotthard
Gotthard Швейцарская хард-роковая команда "Gotthard" была основана вокалистом Стивом Ли, до этого возглавлявшего другую группу, "For sale". На сессиях второго альбома "For sale" Стив познакомился со своим будущим коллегой гитаристом Лео Леони, выступавшим тогда в ка ...

Опера Беллини "Капулетти и Монтекки" (I Capuleti e I Montecchi)
Опера Беллини "Капулетти и Монтекки" (I Capuleti e I Montecchi) Опера в двух действиях; либретто Ф. Романи по мотивам новеллы М. Банделло и трагедии Шекспира "Ромео и Джульетта". Первая постановка: Милан, 1830 год. Основные действующие лица: Джульетта (сопрано), Ромео (меццо- ...

Воздвижение Креста Господня
(14/27 сентября) Тропарь, гласъ 1: Спаси Господи, люди Твоя, и благослови достоянiе Твое, побhды православнымъ христiаномъ на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестомъ Твоимъ жительство. Кондак, гласъ 4: Вознесыйся на крестъ волею, тезоименитому Твоему новому жительству щедроты Твоя даруй Хр ...

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru