Двухчастная соната: век восемнадцатый

Информация » Двухчастная соната: век восемнадцатый

Страница 4

Иоганн Георг Альбрехтсбергер – создатель огромного количества двухчастных ансамблевых сонат

В этих же целях, только гораздо раньше, итальянские мастера клавирной музыки начали применять двухчастные сонаты совсем иного рода. Так, например, Б. Марчелло еще в 1710-е годы создавал двухчастные циклы, открывающиеся развернутой имитационно-полифонической частью (часто даже фугой), за которой обычно следовала часть иная в тематическом отношении, с явно проступающей жанровой, танцевальная основой (нередко это жига). Яркие образцы таких сонат можно обнаружить в многотомном издании Г. д’Аннунцио под названием «Классики итальянской музыки»[4]. В зарубежном музыкознании их иногда именуют как due tempi di sonata, подчеркивая тем самым, что обычно они состоят из двух частей, разнящихся по темпу, а следовательно, и характеру музыки. Но, пожалуй, более существенно в данном случае наличие жанрово-танцевального финала при более или менее абстрактно-обобщенной по характеру музыки начальной части. Эта композиционно-драматургическая особенность, кстати, будет весьма характерна для двухчастных сонат итальянских композиторов вплоть до конца XVIII столетия, хотя на место барочной стилистике придет уже классицистская, а главное – заявит о себе сонатная форма, которой в сонатах того же Марчелло еще не было. Истоки именно такого построения двухчастных клавирных сонат, очевидно, следует искать в музыке несколько более раннего времени, а именно – конца XVII – начала XVIII века, когда окончательно утвердился принцип завершения инструментального преимущественно не танцевального сочинения танцевальной частью (жигой, менуэтом, чаконой и т. д.). Это было и в сонатах da chiesa, и в едва только сформировавшейся неаполитанской оперной симфонии. Возникали и собственно двухчастные циклы, весьма напоминающие интересующие нас сонаты. Достаточно в этой связи указать на многочисленные balletti из опубликованного в 1684 году в Болонье сборнике ансамблевых сочинений Доменико Габриели (1651–1690) «Балетто, жиги, куранты, аллеманды и сарабанды» (Balletti, Gighe, Correnti, Alemande e Sarabande). Каждый из двенадцати balletto состоит из двух частей, написанных в старинной двухчастной (бинарной) форме. Но во второй части очевидна жанрово-танцевальная первооснова, о чем, кстати, свидетельствуют авторские наименования (куранта, жига, аллеманда, сарабанда). А в первой части первичные жанрово-танцевальные признаки, как правило, отсутствуют. В большинстве случаев на первом месте в двухчастных сонатах оказываются довольно подвижные пьесы. Хотя иногда, напротив, встречаются и сравнительно неторопливые[5].

Итальянский композитор Франческо Дуранте, оставивший яркие образцы двухчастных клавирных сонат первой половины XVIII века

В первые десятилетия XVIII века в виде подобных двухчастных циклов, в которых за основополагающей первой частью следовал небольшой завершающий танец, иногда строились инструментальные вступления к кантатам и оперные увертюры[6]. Так что упоминавшиеся уже двухчастные клавирные сонаты Б. Марчелло отнюдь не являлись чем-то из ряда вон выходящим. Более того, довольно близки им оказываются появившиеся несколько позже сонаты Франческо Дуранте, который, кстати, именовал их части как studio и divetimento, указывая тем самым на большую серьезность первой части (часто имитационно-полифонического склада) и сравнительную легкость второй[7].

Кстати, термин divetimento применительно к клавирной музыке XVIII века использовался в разных значениях. Им обозначались не только отдельные части сонат, но и самостоятельные произведения, которые в свою очередь могли быть как одночастными (напоминая сонаты Д. Скарлатти), так и циклическими. В этой связи заменим, что клавирные сонаты Й. Гайдна, написанные им до начала 1770-х годов, обычно именовались как divertimenti.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Информация о музыке:

Золото Рейна
Действующие лица: боги: Вотан (бас), Доннер (бас), Фро (тенор), Логе (тенор); богини: Фрикка (меццо-сопрано), Фрейя (сопрано), Эрда (меццо-сопрано); великаны: Фазольт (бас), Фафнер (бас); нибелунги: Альберих (бас), Миме (тенор); русалки, дочери Рейна: Воглинда (сопрано), Вельгунда (сопрано), Флос ...

Drowning Pool
Drowning Pool Друзья Майк Люк (ударные) и Си Джей Пирс (гитара) частенько джемовали вместе в своем родном Новом Орлеане. Обоих привлекала рок-музыка, однако Новый Орлеан более известен своими джазовыми и блюзовыми корнями, поэтому ребятам тяжело было найти себе там партнеров. Парни решили перебрат ...

Особенности музыкального воплощения "Шести стихотворений Ахматовой" в камерно-вокальном цикле Сергея Слонимского
Композитор Сергей Слонимский впервые обращается к поэзии А. Ахматовой уже в зрелом возрасте. После тонкой психологической лирики хоровых циклов, он решает обратиться к простым житейским ситуациям, и поэтому к интонациям городского романса. Это единственный его камерно-вокальный цикл, который был н ...

Навигация

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru