Двухчастная соната: век восемнадцатый

Информация » Двухчастная соната: век восемнадцатый

Страница 2

Впрочем, клавирной музыкой итальянских композиторов область распространения двухчастных сонат в XVIII столетии не ограничивалась. Их можно обнаружить, обратившись к репертуару, подразумевающему использование различных исполнительских составов.

Но обо всем – по порядку. Начнем, пожалуй, с небольшого экскурса в историю и ненадолго перенесемся в XVII век, т.е. в то время, с которым связано становление музыкального барокко, распространившего, как известно, свое влияние и на значительную часть века восемнадцатого. Кстати, именно в XVII столетии соната вполне сформировалась как специфический жанр инструментальной музыки, который, как выяснилось впоследствии, обладал огромным потенциалом и способностью к качественному росту.

В эпоху барокко термин «соната» применялся, однако, не только для обозначения сочинений вполне самостоятельных и самодостаточных (к примеру, сольных или трио-сонат). Этот термин также имел отношение и к инструментальным пьесам, входившим в состав более крупных и сложных по своему строению композиций. Так, например, сонатами нередко называли оперные увертюры или близкие им вступительные инструментальные части кантатно-ораториальных сочинений. А в ряде случаев сонатами именовались начальные части (разделы) весьма развернутых инструментальных сочинений сюитного типа. И если, скажем, ограничиться лишь музыкой XVII века, то нетрудно обнаружить, что именно среди сонат, «встроенных» в более крупные произведения, и существовали двухчастные образцы.

И традиция эта плавно перетекла в последующее столетие. Обратившись, скажем, к антемам Георга Фридриха Генделя, мы во многих из них обнаружим двухчастные оркестровые вступления. И в большинстве своем эти вступления, обозначенные в каждом случае как Symphony или Sonata, состоят из частей, контрастирующих друг другу в тематическом, темповом и фактурном отношении. При этом композитором использованы два варианта построения целого. Первый из них напоминает тип «прелюдия – фуга» или первую пару частей цикла, характерного для сонаты da chiesa (фуге предшествует небольшая торжественная часть преимущественно аккордово-гармонического склада). Типичный образец – Sonata, открывающая антем O come let us sing unto the Lord (HWV 253). Во втором варианте место фуги занимает пьеса подчеркнуто танцевального характера (см., например, вступительную часть антема I will magnify thee (HWV 250a).

То, что Гендель обратился к двухчастной сонате для открытия своих антемов, очевидно, не случайность. Здесь налицо преемственность с двухчастными вступительными инструментальными пьесами к антемам Генри Пёрселла, которые, как известно, служили Генделю своеобразным творческим ориентиром. Пёрселл, правда, называл свои вступления не сонатами, а симфониями. Но в данном случае мы имеем дело с характерной для эпохи барокко терминологической множественностью, присущей характеристике сходных явлений.

Кстати, подобные двухчастные инструментальные вступления, открывающие развернутые, вокальные в своей основе, произведения и отличающиеся в то же время по характеру музыки и композиционным особенностям от французских увертюр, автор этих строк уже предложил именовать «увертюрами-сонатами»[2]. Сфера их распространения охватывала преимущественно кантатно-ораториальные произведения, имевшие отношение к самым разным традициям. Их, например, можно обнаружить во многих антемах современника Пёрселла Джона Блоу или же Страстных ораториях таких композиторов, как Иоганн Йозеф Фукс и Антонио Кальдара, работавших, как известно, в первой половине XVIII столетия при Австрийском дворе. Можно, кстати, вспомнить в этой связи и о двух написанных в конце XVII века кантатах Дитриха Букстехуде, – Sicut Moses exaltavit serpentem (BuxWV 97) и Mein Herz ist bereit, Gott, daß ich singe und lobe (BuxWV 73). Обе они открываются двухчастными вступительными сонатами (причем наименование Sonata в данном случае авторское). И демонстрируют при этом два типа построения двухчастной «увертюры-сонаты»: в первом случае вступительная Sonata состоит из краткого аккордового Adagio и полифонического Allegro, а во втором в условиях такого же темпового противопоставления вторая часть носит танцевальный характер.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Информация о музыке:

Специфика транскрипций вокальных, органных, скрипичных, оркестровых сочинений
По мнению Б. Бородина, в художественной практике фортепианного искусства сформировались традиционные стабильные области трансцендентного по отношению к фортепиано происхождения, обладающие преемственностью выразительных средств, особой трактовкой инструмента. Наиболее активно фортепиано осваивало в ...

Движение алкоголя в человеческом организме и его действие
Когда человек выпивает алкогольный напиток – жидкостьобжигает слизистую оболочку полости рта, глотки.Как известно, у людей обработка пищевых веществ начинается в полости рта. Оставаясь во рту короткое время (15–20 секунд), пища здесь размельчается, увлажняется слюной и превращается в пищевой комок. ...

Театральные чаконы и пассакальи в эпоху Просвещения
Театральные чаконы и пассакальи в эпоху Просвещения Анна Булычева Современное представление о чаконе и пассакалье сформировано главным образом двумя эмблематическими сочинениями, принадлежащими перу И.С. Баха, – чаконой для скрипки соло ре минор и пассакальей для органа до минор. Канонизированные в ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru