Анализ транскрипции 10 пьес из балета "Ромео и Джульетта"

Страница 4

что тембр его старчески-насмешливый в мажоре. Это весьма точное замечание, эту тему следует исполнять на стаккато, но не очень отрывисто,

а более весомо, приглушенно. Тема в верхнем регистре (порученная скрипкам) звучит более звонко и отрывисто. В среднем разделе к теме подключается ксилофон, с его очень ясным, четким ударным звуком. Композитор приближает фактуру и тембровую окраску к специфическому, незатейливому "щипковому" звучанию мандолины, инструмента, распространенного в итальянском быту (в оркестре скрипки). В конце номера один удар — tutti всего оркестра.

Для Прокофьева не характерно обращение к подлинным образцам ушедшей в прошлое музыки. Он предпочитает этому передачу современного представления о старине. Менуэт, третий номер сюиты, танец XVIII века французского происхождения не соответствует итальянской музыке XV века, но зато он хорошо известен слушателям как старинный европейский танец и вызывает широкие исторические и конкретные ассоциации. Менуэт характеризует некоторую чопорность и условную грацию в сцене бала у Капулетти. Вместе с тем в нем чувствуется легкая ирония современного композитора, воссоздающего образы "церемонной" эпохи.

Сцена бала у Капулетти является завязкой трагедии. Здесь зародилось чувство любви Ромео и Джульетты. Здесь же Тибальд, представитель рода Капулетти решает мстить Ромео, осмелившемуся переступить порог их дома. Эти события проходят на ярком, праздничном фоне бала. Под звуки менуэта, создающего настроение официальной торжественности, собираются гости. Менуэт написан в плотной фактуре, акценты, поставленные автором, предают ему оригинальность звучания. Открывается менуэт ярким ударом тарелок, барабана, треугольника, литавров. Основную мелодию очень выразительно исполняют скрипки, флейта и кларнет. Мерную поступь шага создают тромбон и туба (октавы в левой руке). Средняя часть менуэта, мелодичная, грациозная, сопровождает появление юных подруг Джульетты. Сначала тему проводит бархатный корнет-а-пистон, затем мягкий кларнет, позволяющий легко исполнять мелодии широкого дыхания. В конце номера Прокофьев использует колокольчики, теугольник.

Особенно многогранно охарактеризована Джульетта. В номере "Джульетта-девочка" она постепенно превращается перед взором зрителя-слушателя из беззаботной резвушки в сильную, беззаветно любящую женщину. Вначале мы видим "портрет" резвой, шаловливой девочки, затем грациозной, нежной в темах As-dur и F-dur, мечтательной, задумчивой в C-dur’ной теме.

Дорисовывая портрет героини, созданный Шекспиром, композитор, шире представил образ Джульетты-девочки, "козочки", как называют ее в семье, точно отобразил первые предчувствия любви, пробуждающиеся в душе юной итальянки; все это еще более оттеняет драматизм последующих сцен.

Разные стороны образа проявляются резко и неожиданно, сменяя одна другую (так, как это и характерно для девочки, подростка). Легкость, живость первой темы выражена в простой гаммообразной "бегущей" мелодии, порученной скрипкам, которая как бы "разбивается" о разные группы и инструменты оркестра (струнная группа, флейта, гобой, тарелки). Красочные гармонические "броски" аккордов должны звучать ярко, полнозвучно. Остро и звонко должна звучать следующая тема, порученная в оркестре флейте пикколо, гобою и колокольчикам, на фоне непрекращающихся шестнадцатых у скрипок. Изящество второй темы передано излюбленным танцевальным ритмом Прокофьева (гавот), пластичной мелодией у кларнета.

Здесь встречается ставший для него традиционным мир светлой диатоники – излюбленный C-dur, внутренне обогащенный благодаря отклонениям в далекие строи, словно усиленный и "приправленный" острыми внеладовыми звуками, пишет И. Нестьев. Он отмечает, что внезапные сдвиги в любую из ступеней лада лишь обостряют, расцвечивают звучание, не лишая его тональной определенности; возвращение основной тоники лада после блуждающей по далеким строям таит в себе особую красочную прелесть. До мажорная тема среднего раздела звучит в оркестре у флейты, используется характерная для флейты высокая тесситура, ее несколько холодный тембр подходит для этой лирической темы.

"В нем была масса юмора. Он над инструментами иногда просто подсмеивался. Прокофьев рассказывал о второй трубе, которая в его Симфонии-концерте играет одну низкую бубнящую ноту. Я пытался показать свою эрудицию: "Не слишком ли это низко в быстром темпе?" Он ответил: "Да что вы! Вы ничего не понимаете! Вы не представляете, какой трубач будет сидеть красный во время игры! Как он будет надуваться!" — Мстислав Ростропович [17, цит. № 23].

В следующем номере показан скомороший танец масок, из сцены бала. В этой сцене впервые показан Меркуцио, жизнерадостный, остроумный друг Ромео. В музыке причудливый марш сменяется насмешливой, шуточной серенадой. Почти весь номер проходит на фоне ударов бубна и барабана, передающего определенную ритмическую формулу, освобожденную от звуковой стороны. Тема марша поручена скрипкам, тему серенады проводит сначала корнет, затем кларнет, гобой, тембр "корнета", предполагает активную, ритмически определенную атаку звука, сопряженную со специфическим аппликатурным решением. Для пианиста обилие скачков (широких интервалов, аккордов) в этом номере требует особой проработки.

Страницы: 1 2 3 4 5

Информация о музыке:

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru