Анализ транскрипции 10 пьес из балета "Ромео и Джульетта"

Страница 3

В. Дельсон пишет: "Прокофьев любил начинать концерт с динамических, "напористых" произведений (вроде третьей сонаты). Помню, как однажды он шутливо сказал, употребляя шахматную терминологию: "публику надо "брать" приступом – лобовой атакой на королевском фланге" [10, с.264]. Самобытна музыка народного празднества, рисующая кипящую, насыщенную солнцем и яркими чувствами атмосферу Италии эпохи возрождения. Прокофьев использует здесь ритмические особенности итальянского народного танца тарантеллы. Это стремительный и жизнерадостный танец, следует отметить упругость, пластичность мелодий, передающих стихию танцевальных движений. В исполнении пианиста должны воплощаться и стремительная волевая активность, непрерывность движения, и ощущение радостного веселья, и где-то лиричность высказывания.

"…В музыке Прокофьева чрезвычайно силен элемент самодовлеющей активности, "движения ради движения", "токкатностью" заполнена добрая четверть его произведений", — отмечает Г. Нейгауз [Цит. по: 10, с. 272].

Большую роль в этом номере играет ритм – волевой, мужественный, радостный, живой. Он удивительно действенный, заражающий своим напором, активностью, гибкостью. "Ритмы Прокофьева, мужественные, чеканные, острые и в то же время простые, почти квадратные, прочные, как гранит, несокрушимые, как сталь" — отмечал Генрих Нейгауз [17, цит. № 60].

Исполнение этого номера требует ощущение единого пульса на протяжении всего произведения, непрерывности движения. "Прокофьев работает как часы. Часы эти не спешат и не запаздывают… Прокофьевская точность во времени… — производная от точности в творчестве. В абсолютной точности музыкального образа" — отмечал Сергей Эйзенштейн [17, цит. № 68].

Открывается номер четырьмя очень яркими, ритмически точными ударами аккордов — это tutti всего оркестра (из ударных тарелки, барабан, треугольник). А затем основная тема проходит у разных инструментов. Вначале она поручена английскому рожку и мягкому тембру гобоя, тембр

простодушно – веселый в мажоре, называет его Римский-Корсаков, затем тонко и выразительно у скрипок в верхнем регистре на pp, далее у кларнета, его гибкий, выразительный тембр придает мелодии мечтательно-радостный оттенок.

В верхнем регистре у флейты, с матовым, холодным оттенком, в нижнем регистре у фагота, отличается густотою, насыщенностью звучания. В кульминации среднего раздела используется бубен, он придает ритмическую определенность, танцевальность музыке. С грозной настойчивостью звучит тема у тубы в нижнем регистре.

Для исполнителей номер достаточно насыщен техническими трудностями. Это различные скачки, часто в обеих руках, двойные ноты, куски с плотной фактурой (где требуется достаточно большая растяжка); полифоничность фактуры. В преодолении технических препятствий Прокофьев ощущал, по его словам, "спортивное наслаждение", пишет В. Дельсон, замечание очень характерное для будущего виртуоза!

И. Нестьев отмечает, что Прокофьев верно почувствовал то, что "Ромео и Джульетта", более чем какая-либо другая трагедия Шекспира, соприкасается с комическим жанром. Рядом с печальными событиями трагической любви в пьесе представлены веселые чудачества Меркуцио, грубоватые шутки Кормилицы. Все это вполне соответствовало интересам композитора, с юных лет тяготевшего к юмористической сфере. Пожалуй, никто из музыкантов, интерпретировавших в прошлом сюжет "Ромео", замечает И. Нестьев, не уловил и не отразил в такой степени эту "скерцозную" линию трагедии, придающую ей свежесть контрастов и резкость светотени. Особенно звонко и жизнерадостно звучит эта линия в картине веселящейся веронской улицы, в скоморошьем танце Масок, в забавных шалостях хохотуньи Джульетты. И, конечно, наиболее типичным олицетворением прокофьевского юмора явился весельчак Меркуцио; его музыкальный портрет пленяет сочностью мелодий, скерцозной остротой ритмов, широтой эмоционального диапазона – от озорной насмешки до воинственного задора, пишет Нестьев. Основная As-dur’ная тема Меркуцио вся в движении, в веселой смене акцентов и скачков: слушая музыку, ясно представляешь себе облик забияки и насмешника, слышишь его звонкий хохот (см.: [16, с. 286]).

Небольшая сценка "Улица просыпается" передает картину беззаботности и веселья. Она основана на мелодии танцевального склада, с ровным "щипковым" аккомпанементом, с самой незатейливой, казалось бы гармонизацией. В этой небольшой сценке основная мелодия проводится сначала у фагота, затем у скрипок, далее у фагота, потом гобоя и ксилофона, затем снова у фагота, а далее у флейты, кларнета и скрипок, и снова у фагота. На что пианист, исполняя этот номер должен обратить внимание. Обрамляет пьесу тема у фагота, звук его полный, немного хриплый. Римский-Корсаков о тембре этого инструмента говорит,

Страницы: 1 2 3 4 5

Информация о музыке:

Игра ребенка и игра музыканта
Игрой психологи называют вид деятельности, направленный не на получение практического результата, как это имеет место в процессе труда, а на сам процесс этой деятельности. Сначала маленький ребенок играет с игрушками, на которые он переносит действия взрослых с настоящими вещами и предметами. Благо ...

Методы и приёмы обучения пению. Индивидуальный подход
"Программа ." предполагает целенаправленное решение задачи по развитию творческой инициативы детей в самостоятельных поисках певческой интонации. К сожалению, некоторые практические работники формально подходят к решению программных задач по пению (да и по другим видам музыкальной деятель ...

Об опоре звука как источнике певческого вибрато
В процессе формирования опоры звука (техники второй категории) на определённом этапе ученик начинает ощущать вибрацию всего организма. Внешне это может выражаться в колебаниях свободных губ, челюсти и даже в ясно видимой "трясучке" корпуса певца. Эта "трясучка" немедленно станов ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru