Анализ транскрипции 10 пьес из балета "Ромео и Джульетта"

Страница 3

В. Дельсон пишет: "Прокофьев любил начинать концерт с динамических, "напористых" произведений (вроде третьей сонаты). Помню, как однажды он шутливо сказал, употребляя шахматную терминологию: "публику надо "брать" приступом – лобовой атакой на королевском фланге" [10, с.264]. Самобытна музыка народного празднества, рисующая кипящую, насыщенную солнцем и яркими чувствами атмосферу Италии эпохи возрождения. Прокофьев использует здесь ритмические особенности итальянского народного танца тарантеллы. Это стремительный и жизнерадостный танец, следует отметить упругость, пластичность мелодий, передающих стихию танцевальных движений. В исполнении пианиста должны воплощаться и стремительная волевая активность, непрерывность движения, и ощущение радостного веселья, и где-то лиричность высказывания.

"…В музыке Прокофьева чрезвычайно силен элемент самодовлеющей активности, "движения ради движения", "токкатностью" заполнена добрая четверть его произведений", — отмечает Г. Нейгауз [Цит. по: 10, с. 272].

Большую роль в этом номере играет ритм – волевой, мужественный, радостный, живой. Он удивительно действенный, заражающий своим напором, активностью, гибкостью. "Ритмы Прокофьева, мужественные, чеканные, острые и в то же время простые, почти квадратные, прочные, как гранит, несокрушимые, как сталь" — отмечал Генрих Нейгауз [17, цит. № 60].

Исполнение этого номера требует ощущение единого пульса на протяжении всего произведения, непрерывности движения. "Прокофьев работает как часы. Часы эти не спешат и не запаздывают… Прокофьевская точность во времени… — производная от точности в творчестве. В абсолютной точности музыкального образа" — отмечал Сергей Эйзенштейн [17, цит. № 68].

Открывается номер четырьмя очень яркими, ритмически точными ударами аккордов — это tutti всего оркестра (из ударных тарелки, барабан, треугольник). А затем основная тема проходит у разных инструментов. Вначале она поручена английскому рожку и мягкому тембру гобоя, тембр

простодушно – веселый в мажоре, называет его Римский-Корсаков, затем тонко и выразительно у скрипок в верхнем регистре на pp, далее у кларнета, его гибкий, выразительный тембр придает мелодии мечтательно-радостный оттенок.

В верхнем регистре у флейты, с матовым, холодным оттенком, в нижнем регистре у фагота, отличается густотою, насыщенностью звучания. В кульминации среднего раздела используется бубен, он придает ритмическую определенность, танцевальность музыке. С грозной настойчивостью звучит тема у тубы в нижнем регистре.

Для исполнителей номер достаточно насыщен техническими трудностями. Это различные скачки, часто в обеих руках, двойные ноты, куски с плотной фактурой (где требуется достаточно большая растяжка); полифоничность фактуры. В преодолении технических препятствий Прокофьев ощущал, по его словам, "спортивное наслаждение", пишет В. Дельсон, замечание очень характерное для будущего виртуоза!

И. Нестьев отмечает, что Прокофьев верно почувствовал то, что "Ромео и Джульетта", более чем какая-либо другая трагедия Шекспира, соприкасается с комическим жанром. Рядом с печальными событиями трагической любви в пьесе представлены веселые чудачества Меркуцио, грубоватые шутки Кормилицы. Все это вполне соответствовало интересам композитора, с юных лет тяготевшего к юмористической сфере. Пожалуй, никто из музыкантов, интерпретировавших в прошлом сюжет "Ромео", замечает И. Нестьев, не уловил и не отразил в такой степени эту "скерцозную" линию трагедии, придающую ей свежесть контрастов и резкость светотени. Особенно звонко и жизнерадостно звучит эта линия в картине веселящейся веронской улицы, в скоморошьем танце Масок, в забавных шалостях хохотуньи Джульетты. И, конечно, наиболее типичным олицетворением прокофьевского юмора явился весельчак Меркуцио; его музыкальный портрет пленяет сочностью мелодий, скерцозной остротой ритмов, широтой эмоционального диапазона – от озорной насмешки до воинственного задора, пишет Нестьев. Основная As-dur’ная тема Меркуцио вся в движении, в веселой смене акцентов и скачков: слушая музыку, ясно представляешь себе облик забияки и насмешника, слышишь его звонкий хохот (см.: [16, с. 286]).

Небольшая сценка "Улица просыпается" передает картину беззаботности и веселья. Она основана на мелодии танцевального склада, с ровным "щипковым" аккомпанементом, с самой незатейливой, казалось бы гармонизацией. В этой небольшой сценке основная мелодия проводится сначала у фагота, затем у скрипок, далее у фагота, потом гобоя и ксилофона, затем снова у фагота, а далее у флейты, кларнета и скрипок, и снова у фагота. На что пианист, исполняя этот номер должен обратить внимание. Обрамляет пьесу тема у фагота, звук его полный, немного хриплый. Римский-Корсаков о тембре этого инструмента говорит,

Страницы: 1 2 3 4 5

Информация о музыке:

Католическая церковь cв. Марии, Петербург
“Эберхард Фридрих Валькер”, II/P/20, Opus 1544, 1910, Людвигсбург (Германия) I. Мануал (C-g3) II. Maнуал (C-g3) 1. Lieblich Gedeckt 16' 9. Bourdon doux 8' 2. Prinzipal 8' 10.Echo Gamba 8' 3. Conzertflete 8' 11.Aeoline 8' 4. Quintaten 8' 12.Voix celeste 8' 5. Dolce 8' 13.Flauto amabile 4' 6. Oktave ...

Genitorturers
Genitorturers По описанию одного из музыкальных журналов эта группа подобна тому, как если бы "White zombie" возглавила сексапильная тетка. И действительно, "Genitorturers" приобрели известность в основном благодаря своему сценическому разнузданно-сексуальному имиджу и большая з ...

Джаз в литературе и философии
Итак, если мы поставим знак тождества между нашими определениями, то получится, что отсутствие содержания при полноте и единстве стиля - это джаз. Безличие, "имморализм" и отсутствие психологизма при внешней индивидуальности - также джаз. Сделав такую замену, мы обнаружим, что джаз сущест ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru