Заключение

Страница 3

включает в себя ряд этапов:

· Пьесы 1-2 – завязка драматургического конфликта земное – небесное. После проявления двух сфер (провозглашение (любовь) - сомнение) появляется христианский канон как предполагаемое разрешение этого конфликта.

· Пьесы 3-8 составляют два круга пьес в центре цикла, каждый из которых - антиподные пары жизнь – смерть, с выходом в христианский канон: 3-4-5, 6-7-8.

· Пара 9-10 – развязка конфликта: изживание скорбных размышлений в слезах и гимн любви и гармонии.

Важную роль в драматургическом развитии играет тональный план.

Символическое значение имеет тональность E

-

dur

, являющаяся знаком сферы Любви, к которой примыкают тональности gis

-

moll

,

e

-

moll

,

As

-

dur

(первая часть (E

) - > шестая часть (As

и E

) – > восьмая часть (e

- E

), девятая часть (gis

-

As

) – > десятая часть (E

)).

Тональностью B

-

dur

связана с образом Богородицы. Показательно, что именно в этой тональности чаще всего звучит лейтмотив, который можно обозначить, как лейтмотив Богородицы (№4, №10).

Интересно, что в частях, написанных на тексты молитв, ощутимой опорой становится христианская традиция, отражающая специфику богослужебного ритуала – чередование монодии и хорала как символ объективного и субъективного.

Так же имеет место такое явление, как числовая драматургия. Соотношение четного и нечетного метра весьма символично: К. Юнг отмечает в качестве главных числовых фигур любой религии 3

и 4

. Так, центральная христианская фигура троицы имеет мужской характер, а четверица исходит из женского начала, воплощая образ Богоматери. Речь идет о дихотомии «четное - нечетное» (Женское – Мужское, Мать - Отец).

Например, размер части №2 двухдольный, но на словах Dominus

Tecum

(Господь с тобою), появляются признаки троичности (триоли), и «Pater

Noster

» дан в размере ¾.

Гимн любви

– итоговый вывод, завершение цикла, кульминация, связанная с созревающим стремлением Листа посвятить себя служению Богу, хотя бы на пути обновления религиозной музыки, вложить новое содержание в застывшие канонические церковные формы.

Таким образом, мы проследили ряд этапов драматургического развития цикла

: определение начальной бинарной оппозиции (две сферы), в данном случае связанной с двойственностью мировоззренческих установок композитора, отражающей итог его религиозных поисков и основные эстетические позиции. Здесь композитор предстает как миротворец, верящий в гармонию и целостность мира, ведь для Ф. Листа именно это и есть назначение художника, воплощающего миссию искусства.

В пьесе «Призыв» (№1)

обозначаются две сферы: провозглашение любви и сомнение, скепсис. Хотя доминирующим является гимническое начало, воплощаемое посредством хоральной фактуры, которое получает активное развитие.

В «

Ave

Maria

» (№2)

появляется важнейший элемент сквозного развития цикла – христианская молитва, в дальнейшем символизирующая сферу Божественного. Здесь впервые появляется подстрочно выписанный автором латинский текст.

В «Благословении Бога в одиночестве» (№3)

гимническая сфера вновь превалирует. Восторженное провозглашение здесь достигает своего апогея. Этой пьесе цикла присущ декламационный характер: сближение музыкальной фразы с речевыми интонациями, «широкий, разговорный метр», появляется тема из второй части и в конечном итоге превращается в характерную для Листа проповедь на весь мир.

«Размышление о смерти»

. «Есть мечтательные души, которых одиночество и созерцание неумолимо влекут к возвышенным мыслям…, неизменно обращаются в энтузиазм и молитву…» - это отрывок из общего предисловия, предпосланного Ламартином к сборнику стихов «Поэтические и религиозные гармонии» и использованного Листом для первой редакции этой пьесы. Музыкальный текст данной части изобилует знаками сферы скорби: опора на уменьшенные септаккорды, чередование монодии и хорала как субъективное и объективное начала. В момент кульминации появляется хорал «De

profundus

clamari

ad

te

Domine

». Это текст 129-го псалма, являющийся «Молитвой Восхождения», покаянной молитвой (один из четырнадцати псалмов, наставляющих человека на правильный путь, «Из глубины воззвах к тебе»). Далее появляется светлая тема из начала «Ave Maria».

«

Pater

Noster

» (№5)

- церковный канон, молитва «Отче наш».

Две следующие части: «Гимн ребенка при пробуждении» и «Погребальное шествие» (№№6, 7)

, - снова представляют собой пару противоположностей «жизнь – смерть».

№7 «Погребальное шествие»

Страницы: 1 2 3 4

Информация о музыке:

Dream Theater
Dream Theater Без сомнения, наиболее популярная прог-рок-группа последних лет, "Dream theater", является лидером своего жанра. История этого коллектива, носившего поначалу название "Majesty", началась в 1985 году. Именно тогда два школьных приятеля, Джон Петруччи (гитара) и Джо ...

Постановка руки, посадка за инструментом, координация движений
Характер и продолжительность упражнений для постановки руки, посадки за фортепиано, координации движений зависят от предварительной подготовки учащегося. Согласно методике Т.И. Смирновой, с учащимися, не имеющими предварительной подготовки, рекомендуется позаниматься танцевальной импровизацией, и ...

Гитара в рок музыке. Фьюжн
С точки зрения развития гитарных приёмов игры, рок музыка в истории электрогитары, занимает особое место. Имея корни в негритянском архаичном блюзе и отчасти в европейском фольклоре, эта музыка стала источником дальнейшего развития специфических приёмов игры на гитаре. Если в джазе законодателями ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru