Заключение

Страница 3

включает в себя ряд этапов:

· Пьесы 1-2 – завязка драматургического конфликта земное – небесное. После проявления двух сфер (провозглашение (любовь) - сомнение) появляется христианский канон как предполагаемое разрешение этого конфликта.

· Пьесы 3-8 составляют два круга пьес в центре цикла, каждый из которых - антиподные пары жизнь – смерть, с выходом в христианский канон: 3-4-5, 6-7-8.

· Пара 9-10 – развязка конфликта: изживание скорбных размышлений в слезах и гимн любви и гармонии.

Важную роль в драматургическом развитии играет тональный план.

Символическое значение имеет тональность E

-

dur

, являющаяся знаком сферы Любви, к которой примыкают тональности gis

-

moll

,

e

-

moll

,

As

-

dur

(первая часть (E

) - > шестая часть (As

и E

) – > восьмая часть (e

- E

), девятая часть (gis

-

As

) – > десятая часть (E

)).

Тональностью B

-

dur

связана с образом Богородицы. Показательно, что именно в этой тональности чаще всего звучит лейтмотив, который можно обозначить, как лейтмотив Богородицы (№4, №10).

Интересно, что в частях, написанных на тексты молитв, ощутимой опорой становится христианская традиция, отражающая специфику богослужебного ритуала – чередование монодии и хорала как символ объективного и субъективного.

Так же имеет место такое явление, как числовая драматургия. Соотношение четного и нечетного метра весьма символично: К. Юнг отмечает в качестве главных числовых фигур любой религии 3

и 4

. Так, центральная христианская фигура троицы имеет мужской характер, а четверица исходит из женского начала, воплощая образ Богоматери. Речь идет о дихотомии «четное - нечетное» (Женское – Мужское, Мать - Отец).

Например, размер части №2 двухдольный, но на словах Dominus

Tecum

(Господь с тобою), появляются признаки троичности (триоли), и «Pater

Noster

» дан в размере ¾.

Гимн любви

– итоговый вывод, завершение цикла, кульминация, связанная с созревающим стремлением Листа посвятить себя служению Богу, хотя бы на пути обновления религиозной музыки, вложить новое содержание в застывшие канонические церковные формы.

Таким образом, мы проследили ряд этапов драматургического развития цикла

: определение начальной бинарной оппозиции (две сферы), в данном случае связанной с двойственностью мировоззренческих установок композитора, отражающей итог его религиозных поисков и основные эстетические позиции. Здесь композитор предстает как миротворец, верящий в гармонию и целостность мира, ведь для Ф. Листа именно это и есть назначение художника, воплощающего миссию искусства.

В пьесе «Призыв» (№1)

обозначаются две сферы: провозглашение любви и сомнение, скепсис. Хотя доминирующим является гимническое начало, воплощаемое посредством хоральной фактуры, которое получает активное развитие.

В «

Ave

Maria

» (№2)

появляется важнейший элемент сквозного развития цикла – христианская молитва, в дальнейшем символизирующая сферу Божественного. Здесь впервые появляется подстрочно выписанный автором латинский текст.

В «Благословении Бога в одиночестве» (№3)

гимническая сфера вновь превалирует. Восторженное провозглашение здесь достигает своего апогея. Этой пьесе цикла присущ декламационный характер: сближение музыкальной фразы с речевыми интонациями, «широкий, разговорный метр», появляется тема из второй части и в конечном итоге превращается в характерную для Листа проповедь на весь мир.

«Размышление о смерти»

. «Есть мечтательные души, которых одиночество и созерцание неумолимо влекут к возвышенным мыслям…, неизменно обращаются в энтузиазм и молитву…» - это отрывок из общего предисловия, предпосланного Ламартином к сборнику стихов «Поэтические и религиозные гармонии» и использованного Листом для первой редакции этой пьесы. Музыкальный текст данной части изобилует знаками сферы скорби: опора на уменьшенные септаккорды, чередование монодии и хорала как субъективное и объективное начала. В момент кульминации появляется хорал «De

profundus

clamari

ad

te

Domine

». Это текст 129-го псалма, являющийся «Молитвой Восхождения», покаянной молитвой (один из четырнадцати псалмов, наставляющих человека на правильный путь, «Из глубины воззвах к тебе»). Далее появляется светлая тема из начала «Ave Maria».

«

Pater

Noster

» (№5)

- церковный канон, молитва «Отче наш».

Две следующие части: «Гимн ребенка при пробуждении» и «Погребальное шествие» (№№6, 7)

, - снова представляют собой пару противоположностей «жизнь – смерть».

№7 «Погребальное шествие»

Страницы: 1 2 3 4

Информация о музыке:

Умберто Мазетти . (1867-1919)
Умберто Мазетти Августович родился. 18.2.1867, в Италии городе Болонья. Началом своей артистической карьеры сам считал то время когда он поступил в консерваторию . Учился Мазетти в Болонской консерватории по классам фортепьяно и композиции. у Д. Мартуччи (кл. ф-п.) и у А. Буцци ,брал уроки пения. ...

Cryptic Slaughter
Cryptic Slaughter "Cryptic slaughter" появились на Западном побережье Штатов в середине 80-х. Как раз в то время на фоне процветающей социальной несправедливости и политического лицемерия, обычно враждующие, панки и металлисты объединились единым фронтом, создав новый стиль "кроссов ...

Holy Terror
Holy Terror Стояло жаркое лето 1985 года, когда гитарист Курт Килферт (в другой транскрипции Колферт) решил покинуть ряды "Agent steel". Последней каплей, подвигнувшей его на этот шаг, стала потасовка на концерте в Сан Педро, где "Агенты" выступали вместе с "Abattoir&quo ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru