Роль Бесплатной музыкальной школы в просветительских тенденциях в сфере музыкального образования

Информация » Просветительские тенденции в отечественной музыкальной культуре и музыкальном образовании в шестидесятые годы XIX века » Роль Бесплатной музыкальной школы в просветительских тенденциях в сфере музыкального образования

Страница 1

В конце 50-х и начале 60-х годов Россия словно воскресала к новой жизни. Бесплатные воскресные школы, общеобразовательные и художественные, возникали во всех концах России, интеллигентный класс повсюду устремлялся со всею горячностью души помочь общему невежеству, глубокой безграмотности массы. Одним из представителей этого благородного дела был Г.Я. Ломакин.

В 1860-х годах Ломакин часто виделся с М. А. Балакиревым, В. В. Стасовым и А.Н. Серовым. Разговор обыкновенно шел у них о музыкальном прогрессе, о развитии искусства хорового пения, о превосходстве хора графа Шереметева (которого Ломакин был капельмейстером), и многие приходили в негодование, что такое музыкальное сокровище, как этот хор, доступно только малому числу слушателей, тогда как он должен бы быть общим достоянием. Ломакина вызывали на более внешнюю и обширную музыкальную деятельность. И.А. Мельников, любимый ученик Ломакина, подговаривал его составить городской хор. Стасов говорил: "Готовьте нам учителей, Гавриил Якимович; этого мало, что вы сами умеете учить: вас не будет – и кончено! Нет, оставьте после себя учителей". А М.А. Балакирев проводил мысль открыть бесплатную музыкальную школу, к которой бы примкнуло общество любителей, музыкантов и певцов, и где его роль была бы управлять оркестром, а Ломакина – хором. Не смотря на многочисленные занятия Ломакина, он горячо ухватился за эту мысль, прельщаясь надеждою привлечь в эту школу массу народа со свежими голосами, дать возможность талантам бедных людей учиться бесплатно и, дав им музыкальное образование, составлять из них громадные хоры. М. А. Балакирев тоже имел свои золотые мечты. Широкое поле деятельности открылось перед ними, и они живо решили осуществить свои замыслы. Мелькнула мысль у Ломакина о хоре графа, как средстве заручиться помощью на первых порах, но не легко было решиться беспокоить графа просьбою жертвовать своим береженым хором для публичного концерта. Однако, устройство народной музыкальной школы – предмет столь уважительный, что можно было надеяться на патриотизм графа Шереметева. Ломакин, не находя других источников для начала своего дела, решился прибегнуть к графской помощи. Нужно было много расположения и великодушия со стороны графа Шереметева, чтобы отдать свой дорогой хор на суд публики, и, не смотря на небывалость подобного случая, по доброте своего сердца, он уступил просьбам Ломакина. Имея в своем распоряжении столь богатый материал, Ломакин занялся выборкою репертуара, присоединил к хору лучших своих учеников и учениц, а также и любителей и любительниц, и дал концерт в зале Дворянского Собрания 11-го марта 1862 г., в пользу открытия новой "Бесплатной Музыкальной Школы". Сбор с концерта дал достаточные средства и возможность приступить к открытию "Бесплатной Музыкальной Школы". Испросивши разрешение генерал-губернатора и найдя временное помещение для первых собраний в зале медико-хирургической академии, по содействию президента академии, Дубовицкого, было объявлено в газетах об открытии "Бесплатной Музыкальной Школы" 18-го марта 1862 года. Любопытных явилось множество, с голосами и без голосов. Отслужили молебен. Ломакин обратился к присутствующим с маленькою речью о нравственной пользе искусства, коснулся первых правил музыки самым удобопонятным способом, перепробовал голоса, записал фамилии и назначил день для следующего собрания. Основание школы положено. Затем Ломакин и Балакирев составили программу обучения в школе: элементарный класс, класс сольфеджио, одиночное пение, церковное пение, теория музыки, игра на скрипке для желающих сделаться в последствии учителями церковного пения. Число желающих учиться в Бесплатной школе было с самого же начала так громадно, что граф Шереметьев, стоя у окна своего дома, следил за проходящими в классы (в его доме) и ужасался их многочисленности: "Точно в церковь валят", - говорил он своей старушке Татьяне Васильевне.

Страницы: 1 2 3

Информация о музыке:

Диапазон партий
Диапазон всего хора: от си контроктавы у басов до ля 2-й октавы у сопрано. Тесситурное неудобство есть у басов (си субконтроктавы), сопрано (ля 2-й октавы). Это создает вокально-хоровые трудности у этих партий, требующих разрешения при работе с хором. Неравноценность тесситурных соотношений голос ...

Интернациональные основы русской музыкальной культуры
Основой русской музыки русской, а позднее и советской музыкальной историографией считалась народная песня, образцы которой петербургские и московские композиторы начали собирать с конца XVIII века. Прежде всего, именно советское музыковедение отождествляет обращение к народной песне и народной муз ...

Творчество
Сочинения · Оперы : o Родриго и Химена (1892, не окончена) o Пеллеас и Мелизанда (1902, Париж) o Падение дома Эшеров (в набросках, 1908—17) · Балеты : o Камма (1912, конц. исп. 1924, там же) o Игры (1913, Париж) o Ящик с игрушками (1888) · Для оркестра: o дивертисмент Триумф Вакха (1882) ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru