Особенно важно придерживаться строгой постепенности в усложнении заданий в период первоначального обучения игре на смычковом инструменте, когда учащиеся начинают овладевать очень сложными навыками постановки, звукоизвлечения, интонации и основными приемами техники. Педагогу-виолончелисту необходимо поэтому очень тщательно продумать методику первоначального обучения своих учеников, добиваясь постепенного перехода от менее трудных заданий к более сложным, подбирая учебный материал, доступный для ученика как со стороны художественного содержания, так и техники исполнения.
Внешняя форма игры (так называемая «постановка») педагога не может являться абсолютно неизменным критерием в воспитании у учащегося технической базы игры, т.к. в основе постановки учащегося лежат различные анатомо-физиологические типовые особенности конституции верхних конечностей и поскольку форма игры(постановка) является лишь внешним следствием всего процесса приспособления организма к игре, протекающего по «закону» экономии сил и движений. В этом процессе различные, часто диаметрально-противоположные, типовые особенности организации не могут не сказаться на форме игры (постановке). Следовательно, постановка в ее целостном понимании является лишь формой, вытекающей из правильно происходящего процесса приспособления организма, рационального усвоения двигательной функции, присущей смычково-струнной игре.
Постановка современного исполнителя в целом ряде фаз игры в немалой мере специфична и «искусственна» и стимулируется теми требованиями, которые диктует музыкальное искусство в области технических приемов исполнителю-струннику. Поэтому современное понимание «естественной» игры сводится к наиболее рациональному овладению различными техническими приемами в этих, нередко скорее искусственных положениях верхних конечностей организма играющего при минимуме затраты силы со стороны организма. Естественная игра есть игра без излишнего для поставленной цели, а тем более судорожного, напряжения, т.е. техника непринужденная и вполне подвластная исполнителю. Всякое движение есть выражение волеизъявления и должно быть в первой стадии овладения им со стороны учащегося сознательным, т.е. не должно быть вялым. Оно должно сознательно ощущаться и быть энергичным. Эта энергичность не есть судорожное напряжение—так же как ненапряженность не есть вялость. Тартини выставляет физиологический тезис: «Сила без судорожности, эластичность без расхлябанности».
В детских смычково-струнных классах выбор размера смычка и виолончели должен занять надлежащее ему место в прикладной методике педагога.
Внимательное изучение многих ребят, в игре которых обнаруживается ряд недочетов в основных приемах техники, показывает, что истоки этих дефектов сплошь и рядом таятся в неправильном подборе смычка и инструмента. Чистота интонации иногда не может быть достигнута, т.к. требует от ребенка непосильных пальцевых напряжений, в связи со слишком большим грифом инструмента. Случается, что неудачный подбор размера инструмента вызывает сильное перенапряжение соответствующей маскулатуры, влекущее своего рода профессиональные заболевания (растяжения, неврозы). Все это подтверждает огромную значимость в практике обучения вопроса выбора размера инструмента и смычка.
Выбор должен быть поставлен в связи с физическими данными ребят (величина рук и пальцев, способность к растяжению, длина руки в челом).
В среднем могут быть установлены следующие нормы:
Ребята 7-8 лет – 1/4 инструмент ½ смычок
Ребята 8-12лет — 1/2 инструмент целый смычок
Ребята 13-15лет —3/4 инструмент целый смычок
Ребята с 15 лет — целый инструмент целый смычок
Эти нормы подвержены большим колебаниям, ибо дети одного возраста имеют различное физическое сложение. Во всяком случае, надо избегать слишком больших инструментов и слишком длинных и тяжелых смычков, которые могут весьма затруднить правильное развитие первоначальных навыков ученика.
Информация о музыке:
Испанские и русские связи Равеля
Рождением этого произведения мы обязаны переплетению двух жизненных линий в судьбе Равеля, этого француза - линий испанской и, как ни странно . русской. Русские связи Равеля дали внешний толчок к написанию второй части этого балетного представления. Испанские - той внутренней силой, которая побуди ...
Гибель богов
Опера в трёх действиях с прологом.
Действующие лица: боги: Зигфрид (тенор), Гунтер (бас), Хаген (бас), Альберих (бас), Брунгильда (сопрано), Гутруна (сопрано), Вальтраута (меццо-сопрано), три норны (контральто, меццо-сопрано, сопрано), три дочери Рейна (два сопрано, меццо-сопрано).
Пролог.
Та ж ...
Великая Суббота
В этот Великий день Церковь вспоминает погребение Иисуса Христа, пребывание Его телом во гробе, и вместе с тем предуказывает скорое наступление великого события Воскресения Христова.
В исключительных, особенных службах этого дня Церковь, проливая слезы любви и скорби, призывает всех к святейшему ...