Формирование и развитие первоначальных навыков игры на виолончели (постановка правой и левой рук)

Информация » Формирование и развитие первоначальных навыков игры на виолончели (постановка правой и левой рук)

Страница 7

4. Средний палец своим концом касается волос смычка у самого металлического ободка колодочки; рядом с ним устанавливаются безымянный палец и мизинец.

5. Указательный палец обычно немного отодвинут влево от других пальцев и касается трости на сгибе сустава ногтевой и средней фаланг. При сильном нажиме он несколько «глубже» охватывает трость, располагаясь на ней средней фалангой, нередко вплоть до сгиба в своем среднем суставе.

В зависимости от исполнительской задачи и выполняемого приема различные пальцы более или менее активно участвуют в игре. Но во всяком случае необходимо обеспечить прочное и в то же время достаточно свободное держание смычка.

Положение правой руки во время ведения смычка зависит прежде всего от уровня струны и от того, какая часть смычка используется в данный момент игры. Причем наиболее заметно изменяется положение локтя. При игре на струне Ля рука (локоть) принимает наиболее высокое положение, на струне До—наиболее низкое. Но так как часто приходится переходить смычком с одной струны на другую, то выгоднее удерживать руку (локоть) на «средней» высоте по отношению к крайним струнам.

Положение руки меняется также в зависимости от исполнительской задачи и изменения условий ведения смычка.

Подготовительные упражнения:

1. Ученик сближает непринужденно сложенные пальцы таким образом, чтобы большой палец своим концом (боком) установился на средней фаланге среднего пальца (ближе к безымянному), то есть приблизительно так, как он устанавливается при держании смычка.

2. Педагог удерживает смычок в горизонтальном или вертикальном положении (так, чтобы колодочка оставалась свободной), а ученик приучается правильно устанавливать пальцы на колодочке и трости. Причем следует обращать особое внимание на расположение среднего, указательного и большого пальцев, играющих наиболее важную роль в держании смычка.

3. Ученик (сидя за инструментом или стоя) сам удерживает смычок при помощи левой руки в вертикальном положении и упражняется в свободном охвате пальцами колодочки и трости; затем он удерживает смычок одной правой рукой.

4. При помощи педагога ученик устанавливает смычок, в средней его части, на струну Ре (или Соль) приблизительно на середине участка ее между грифом и подставкой. Удерживая смычок на месте, ученик мягко нажимает им струну, стремясь при этом ощутить некоторую «опору» руки.

5. Приучаясь самостоятельно (при помощи левой руки) устанавливать смычок на струне, ученик выполняет предыдущее упражнение.

6. Ученик упражняется в правильном свободном охвате пальцами колодочки и трости, удерживая смычок на струне при помощи левой руки и соблюдая требуемое положение руки в целом.

Упражнения 5 и 6 можно рекомендовать лишь учащимся более старшего возраста. Ученикам младшего возраста в первые 2-3 недели вообще следует заниматься только в присутствии педагога, так как при самостоятельных занятиях они обычно разрушают еще неокрепшие навыки постановки.

После указанных подготовительных упражнений можно перейти к развитию сложного навыка извлечения звука смычком. В связи с этим необходимо объяснить ученику основные условия достижения высококачественного звука на виолончели и необходимый для этого способ ведения смычка, сопровождая пояснения наглядным показом на инструменте.

Приступая к развитию у учащихся практических навыков ведения смычка, нужно, прежде всего, подобрать наиболее легкие для начинающего упражнения, способствующие сохранению ненапряженного состояния руки, а также свободному держанию и ведению смычка. Легче всего играть средней частью смычка, где условия ведения его наиболее благоприятны. Ученик без особых усилий сможет здесь удерживать и вести смычок, сохраняя свободное состояние руки (конечно, при условии полной сосредоточенности на выполнении этой сложной задачи). Тем самым предотвращаются недостатки, обычно наблюдаемые у начинающих: «жесткая хватка» смычка и «зажатость» руки. Кроме того, используя для первых упражнений среднюю, а затем верхнюю части смычка, ученик с самого начала приучается к свободным движения предплечья, имеющим исключительно важное значение в технике звукоизвлечения.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8

Информация о музыке:

Истоки духовности в музыке С. В. Рахманинова
Истоки духовности в музыке С. В. Рахманинова Пушкина В. Н. «Я люблю церковное пение… ведь оно, как и народные песни, служит первоисточником, от которого пошла вся наша русская музыка». С.В. Рахманинов Классическая русская музыка уникальна по своей духовной наполненности. Она берет начало от древних ...

Atomic rooster
Atomic rooster Основатель группы Винсент Крейн родился 25 мая 1943 года в Ридинге (Англия). Первое музыкальное образование парнишка получил в музыкальном колледже в Лондоне. Поначалу он пробовал играть в группах "J.C. & the Machine" и "The word engine". В 1966 году Крейн и с ...

Climax Blues Band
Climax Blues Band Несмотря на первоначальное американизированное название, "Climax Chicago blues band", группа была основана в английском городе Стаффорде. Это был один из ведущих коллективов периода блюзового бума конца 60-х. Итак, впервые команда собралась в 1968 году в составе: Колин К ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru