4. Средний палец своим концом касается волос смычка у самого металлического ободка колодочки; рядом с ним устанавливаются безымянный палец и мизинец.
5. Указательный палец обычно немного отодвинут влево от других пальцев и касается трости на сгибе сустава ногтевой и средней фаланг. При сильном нажиме он несколько «глубже» охватывает трость, располагаясь на ней средней фалангой, нередко вплоть до сгиба в своем среднем суставе.
В зависимости от исполнительской задачи и выполняемого приема различные пальцы более или менее активно участвуют в игре. Но во всяком случае необходимо обеспечить прочное и в то же время достаточно свободное держание смычка.
Положение правой руки во время ведения смычка зависит прежде всего от уровня струны и от того, какая часть смычка используется в данный момент игры. Причем наиболее заметно изменяется положение локтя. При игре на струне Ля рука (локоть) принимает наиболее высокое положение, на струне До—наиболее низкое. Но так как часто приходится переходить смычком с одной струны на другую, то выгоднее удерживать руку (локоть) на «средней» высоте по отношению к крайним струнам.
Положение руки меняется также в зависимости от исполнительской задачи и изменения условий ведения смычка.
Подготовительные упражнения:
1. Ученик сближает непринужденно сложенные пальцы таким образом, чтобы большой палец своим концом (боком) установился на средней фаланге среднего пальца (ближе к безымянному), то есть приблизительно так, как он устанавливается при держании смычка.
2. Педагог удерживает смычок в горизонтальном или вертикальном положении (так, чтобы колодочка оставалась свободной), а ученик приучается правильно устанавливать пальцы на колодочке и трости. Причем следует обращать особое внимание на расположение среднего, указательного и большого пальцев, играющих наиболее важную роль в держании смычка.
3. Ученик (сидя за инструментом или стоя) сам удерживает смычок при помощи левой руки в вертикальном положении и упражняется в свободном охвате пальцами колодочки и трости; затем он удерживает смычок одной правой рукой.
4. При помощи педагога ученик устанавливает смычок, в средней его части, на струну Ре (или Соль) приблизительно на середине участка ее между грифом и подставкой. Удерживая смычок на месте, ученик мягко нажимает им струну, стремясь при этом ощутить некоторую «опору» руки.
5. Приучаясь самостоятельно (при помощи левой руки) устанавливать смычок на струне, ученик выполняет предыдущее упражнение.
6. Ученик упражняется в правильном свободном охвате пальцами колодочки и трости, удерживая смычок на струне при помощи левой руки и соблюдая требуемое положение руки в целом.
Упражнения 5 и 6 можно рекомендовать лишь учащимся более старшего возраста. Ученикам младшего возраста в первые 2-3 недели вообще следует заниматься только в присутствии педагога, так как при самостоятельных занятиях они обычно разрушают еще неокрепшие навыки постановки.
После указанных подготовительных упражнений можно перейти к развитию сложного навыка извлечения звука смычком. В связи с этим необходимо объяснить ученику основные условия достижения высококачественного звука на виолончели и необходимый для этого способ ведения смычка, сопровождая пояснения наглядным показом на инструменте.
Приступая к развитию у учащихся практических навыков ведения смычка, нужно, прежде всего, подобрать наиболее легкие для начинающего упражнения, способствующие сохранению ненапряженного состояния руки, а также свободному держанию и ведению смычка. Легче всего играть средней частью смычка, где условия ведения его наиболее благоприятны. Ученик без особых усилий сможет здесь удерживать и вести смычок, сохраняя свободное состояние руки (конечно, при условии полной сосредоточенности на выполнении этой сложной задачи). Тем самым предотвращаются недостатки, обычно наблюдаемые у начинающих: «жесткая хватка» смычка и «зажатость» руки. Кроме того, используя для первых упражнений среднюю, а затем верхнюю части смычка, ученик с самого начала приучается к свободным движения предплечья, имеющим исключительно важное значение в технике звукоизвлечения.
Информация о музыке:
Гнев
Самый искусный царедворец и знаток "коридоров музыкальной власти" (уже не говоря о композиционных правилах венской классической школы, которые он, собственно, и доводил до их окончательного, теперешнего вида), маэстро Антонио Сальери неожиданно для всех порезал себе вены бритвой, и тольк ...
Hypocrisy
Hypocrisy
Эта дэтовая команда обязана своим появлением на свет Петеру Тагтгрену. Свою музыкальную деятельность он начал в 1984 году в группе "Conquest", где вместе с ним играл ударник Ларс Соке. После этого Петер отправился в Америку, где некоторое время был участником "Meltdown&quo ...
Рахманинов - известный и неизвестный
Cвящ. Пафнутий Жуков
В 2000 году испанский тенор Хосе Каррерас, выздоровевший от лейкемии, специально приехал в Москву для того, чтобы поблагодарить Россию за Рахманинова. Этот случай не единственный. Еще при жизни Рахманинова был известен ряд случаев, когда его музыка приносила исцеление. Вдов ...