Формирование и развитие первоначальных навыков игры на виолончели (постановка правой и левой рук)

Информация » Формирование и развитие первоначальных навыков игры на виолончели (постановка правой и левой рук)

Страница 5

4)В практике установлено, что для получения мягкого звука следует нажимать струну более мясистой частью конца пальца («подушечкой»). Поэтому пальцы не должны слишком сгибаться в суставах ногтевой фаланги, сохраняя несколько вытянутое положение, особенно если «подушечки» недостаточно мясисты.

5)При игре на одной струне все пальцы должны устанавливаться на одной линии, то есть на линии данной струны. Для этого мизинец, который обычно короче других пальцев, приходится ставить менее согнуто. При переходе со струны на струну пальцы следует то несколько больше сгибать (переход со струны, лежащей справа, на струну, расположенную слева), то незначительно вытягивать.

6)Кроме того, чтобы сохранить наиболее свободное состояние руки, большой палец, установленный своим концом на шейке инструмента, должен легко касаться шейки, хотя в отдельных случаях им оказывается, «противодавление» нажиму других пальцев (Г.Беккер). Ощущение при нажиме струны имеет сходство с легкой «опорой» руки на грифе. Для удобства перемещения пальцев по всем четырем струнам большой палец целесообразно установить на шейке инструмента приблизительно против двух средних струн (Ре и Соль), а при переходе на струну До часто бывает выгодно переместить его немного «глубже», то есть ближе к этой струне; в противном случае кисть руки примет слишком выгнутое положение , что затруднит свободу действий пальцев.

7)Для того чтобы облегчить пальцам выполнение указанных задач, необходимо удерживать руку «на весу». Более или менее высокое положение руки (с внешней стороны более заметно положение локтя) зависит, во-первых, от положения струны, на которой приходится играть, и, во-вторых, от высоты позиции: на струнах Ре и Соль рука (локоть) сохраняется на «средней» высоте, на струне Ля—несколько ниже, а на До—немного выше; на первых позициях рука (локоть), естественно, установится ниже, чем на высоких позициях. Для свободного перемещения руки (пальцев) по грифу целесообразно удерживать ее на первых позициях на некоторой «средней» высоте. К этому нужно приучать учащегося с самого начала обучения, не допуская низкого опускания локтя.

Как уже было сказано, для развития элементарных приемов постановки левой руки первые две-четыре недели обучения ученик извлекает звук pizzicato.Поэтому, прежде чем перейти к упражнениям для левой руки, нужно предварительно показать и объяснить учащемуся способ извлечения звука pizzicato: большой палец упирается в гриф (чаще всего вблизи выемки шейки), а указательный (иногда средний) палец оттягивает струну в правую сторону с большей или меньшей силой (в зависимости от требуемой громкости звука).

Для получения более яркого и резкого звука часто перемещают правую руку ближе к подставке.

Следующие упражнения способствует развитию у учащегося слухового представления об интервале квинты (что облегчает ему в дальнейшем настройку инструмента):

Внимание ученика должно быть сосредоточено на достижении мягкого звука и ритмической точности. Затем можно перейти к основной задаче—постановке руки, применяя следующие подготовительные упражнения:

1.Ученик сближает непринужденно согнутые пальцы так, чтобы большой палец своим концом установился приблизительно против среднего и указательного пальцев (ближе к последнему).

Необходимо обратить внимание учащегося на то, что конец большого пальца устанавливается несколько боком, а не плашмя. Следует также пояснить ученику, что это естественное расположение пальцев является исходным и при постановке их на грифе; здесь они, однако, должны быть расставлены несколько шире для правильного интонирования полутонов.

Расстановка пальцев должна осуществляться мягко , без напряжения.

Обычно у учащихся вызывает затруднение расстановка второго и третьего пальцев, которые по своей природе больше связаны друг с другом. Развитие этого навыка требует известного времени, так как лишь постепенно учащиеся привыкают без напряжения в кисти мягко раздвигать пальцы для охвата полутона.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Информация о музыке:

Музицирование: пение и игра на музыкальных инструментах
Одна из задач музыкального образования – привить элементарные вокально-хоровые и навыки игры на музыкальных инструментах (в первом классе – на детских музыкальных инструментах как продолжение традиции дошкольного музыкального воспитания). Программа ориентирована на активную музыкальную деятельность ...

Периодизация и композиторские типы
В течение жизни творческое лицо композитора может так или иначе меняться. М.И.Цветаева писала: “Ждать от поэта одинаковых стихов в 1915 и в 1925 г. то же самое, что ждать — от него же в 1915 г. и в 1925 г. одинаковых черт лица”. А.А.Блок писал о периодизации творчества писателей так: “Писатель — ра ...

Функции продюсера
Продюсер, по сути, является лицом персонифицирующем функции управления. В зависимости от статуса продюсера, в его обязанности входит огромное число функциональных задач, но обычно их всего пять: 1. Стратегическая – заключается в проведении анализа ситуации и разработке прогнозов, на основе которых ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru