Чрезмерный поворот инструмента вправо (чаще наблюдается у виолончелисток)затрудняет ведение смычка на струне До.
Приступая к занятиям, нужно прежде всего подобрать для ученика стул соответствующей высоты. Это особенно важно при обучении детей маленького роста, так как посадка на стуле нормальной высоты приводит к тому, что ноги ученика оказываются в «висячем» положении, которое его быстро утомляет. Обычно в таких случаях пользуются низкими стульями, но слишком низкая посадка часто приводит к сутулости учащегося и не вполне правильному расположению виолончели. Поэтому и для детей маленького роста лучше использовать не очень низкие стулья, наблюдая за тем, чтобы ноги ученика свободно могли стоять на полу всей ступней. Если стул недостаточно высок, можно подкладывать на сиденье дощечки соответствующей высоты, как это делают пианисты. В некоторых случаях, например, когда приходится пользоваться несколько большим по размеру инструментом, можно и для детей (не очень маленького роста) применять стулья нормальной высоты, подкладывая дощечки нужной толщины под ноги ученика, в особенности под левую ногу, служащую одной из «опор» для виолончели.
Далее ученику необходимо объяснить указанные условия правильной посадки, предупредить его о недопустимости согнутого положения спины, подчеркнуть огромную роль внимания во время занятий, умения своевременно обнаружить и устранить излишнее напряжение мышц и т.д. Затем необходимо определить требуемое положение виолончели и основные ее точки опоры. Достигается это следующим образом. Педагог прислоняет верхний (правый) край задней деки к груди ученика (приблизительно у диафрагмы), определяя тем самым местоположение верхней «опоры» инструмента; подбирая затем соответствующую длину шпиля, не трудно уже выяснить и две другие «опоры»: у колена левой ноги и на шпиле.
Таким образом определяется наиболее правильное и целесообразное для данного ученика положение виолончели. Добившись у ученика правильной, непринужденной посадки, можно перейти к наиболее сложной задаче—постановке рук. Развитие у ученика навыков постановки и элементарных приемов техники каждой руки в отдельности, как уже известно, начинается с первого урока и ведется параллельно на протяжении первых двух-четырех недель обучения. Эта работа должна быть очень тщательной, с соблюдением строгой постепенности в возрастании трудностей. На уроках педагога и в самостоятельных занятиях ученика рекомендуется чередовать упражнения для обеих рук с тем, чтобы дать каждой из них некоторый отдых и внести разнообразие в занятия. В процессе работы над постановкой рук следует пояснить ученику приемы постановки, постепенно добиваясь того, чтобы он сознательно их выполнял.
Рассмотрим общие положения постановки левой руки:
1)Пальцы, непосредственно выполняющие разнообразные задачи левой руки (нажим на струну, интонирование, смена позиций, вибрация и др.), должны быть достаточно крепкими и в то же время подвижными в своих основных (пястно-фаланговых) суставах (что необходимо для развития беглости).
2)Пальцы следует ставить во время игры округло, не допуская прогиба («проваливания») суставных косточек. Что такое положение пальцев во время игры является наиболее целесообразным, легко убедиться на практике, опираясь на струну (или для наглядности и упрощения задачи—о край стола) сначала при выпуклых, а затем при «проваленных» суставах. В первом случае легче осуществлять нажим на струну, сохраняя подвижность пальцев в основных суставах; во втором случае (при «проваленных» суставах пальцев) обнаруживается значительное напряжение в кисти, а пальцы теряют необходимую подвижность.
3)При игре на виолончели пальцы необходимо устанавливать на струну прямо или с очень небольшим наклоном в сторону порожка. Косое положение пальцев на грифе, естественное при игре на скрипке, затрудняет на виолончели вибрацию, имеющую исключительно важное значение для достижения певучего звука. Излишний наклон пальцев устраняется путем некоторого поворота кисти в сторону мизинца (супинация), а также путем выдвижения локтя и всей руки вперед.
Информация о музыке:
Общие рекомендации гитаристам
Любой гитарист желает хорошо научиться играть на гитаре, то есть развить исполнительскую технику игры на инструменте. К этой цели можно идти разными путями - использовать разные учебно-педагогические школы, специальные упражнения, методы и т.д.
Для того, чтобы достичь высокой скорости и чистоты и ...
Clawfinger
Clawfinger
Все начиналось в 1988 году в одной из стокгольмских больниц, где познакомились два шведских паренька Йоке Ског и Зак Телл. В 1990-м туда же устроились еще двое участников будущего "Clawfinger" Эрланд Оттен и Бард Торстенсен, переехавшие в Швецию из Норвегии. Вся четверка про ...
Проблемы обучения детей церковному пению
Печенкин Г. Б.
В начале 90-х годов этого столетия, в связи с различными политическими переменами в нашей стране начала возраждаться литургическая жизнь нашего народа, о чем свидетельствует повсеместное открытие православных храмов и учебных заведений, возвращение святынь, образование общин, мисси ...