Формирование и развитие первоначальных навыков игры на виолончели (постановка правой и левой рук)

Информация » Формирование и развитие первоначальных навыков игры на виолончели (постановка правой и левой рук)

Страница 4

Чрезмерный поворот инструмента вправо (чаще наблюдается у виолончелисток)затрудняет ведение смычка на струне До.

Приступая к занятиям, нужно прежде всего подобрать для ученика стул соответствующей высоты. Это особенно важно при обучении детей маленького роста, так как посадка на стуле нормальной высоты приводит к тому, что ноги ученика оказываются в «висячем» положении, которое его быстро утомляет. Обычно в таких случаях пользуются низкими стульями, но слишком низкая посадка часто приводит к сутулости учащегося и не вполне правильному расположению виолончели. Поэтому и для детей маленького роста лучше использовать не очень низкие стулья, наблюдая за тем, чтобы ноги ученика свободно могли стоять на полу всей ступней. Если стул недостаточно высок, можно подкладывать на сиденье дощечки соответствующей высоты, как это делают пианисты. В некоторых случаях, например, когда приходится пользоваться несколько большим по размеру инструментом, можно и для детей (не очень маленького роста) применять стулья нормальной высоты, подкладывая дощечки нужной толщины под ноги ученика, в особенности под левую ногу, служащую одной из «опор» для виолончели.

Далее ученику необходимо объяснить указанные условия правильной посадки, предупредить его о недопустимости согнутого положения спины, подчеркнуть огромную роль внимания во время занятий, умения своевременно обнаружить и устранить излишнее напряжение мышц и т.д. Затем необходимо определить требуемое положение виолончели и основные ее точки опоры. Достигается это следующим образом. Педагог прислоняет верхний (правый) край задней деки к груди ученика (приблизительно у диафрагмы), определяя тем самым местоположение верхней «опоры» инструмента; подбирая затем соответствующую длину шпиля, не трудно уже выяснить и две другие «опоры»: у колена левой ноги и на шпиле.

Таким образом определяется наиболее правильное и целесообразное для данного ученика положение виолончели. Добившись у ученика правильной, непринужденной посадки, можно перейти к наиболее сложной задаче—постановке рук. Развитие у ученика навыков постановки и элементарных приемов техники каждой руки в отдельности, как уже известно, начинается с первого урока и ведется параллельно на протяжении первых двух-четырех недель обучения. Эта работа должна быть очень тщательной, с соблюдением строгой постепенности в возрастании трудностей. На уроках педагога и в самостоятельных занятиях ученика рекомендуется чередовать упражнения для обеих рук с тем, чтобы дать каждой из них некоторый отдых и внести разнообразие в занятия. В процессе работы над постановкой рук следует пояснить ученику приемы постановки, постепенно добиваясь того, чтобы он сознательно их выполнял.

Рассмотрим общие положения постановки левой руки:

1)Пальцы, непосредственно выполняющие разнообразные задачи левой руки (нажим на струну, интонирование, смена позиций, вибрация и др.), должны быть достаточно крепкими и в то же время подвижными в своих основных (пястно-фаланговых) суставах (что необходимо для развития беглости).

2)Пальцы следует ставить во время игры округло, не допуская прогиба («проваливания») суставных косточек. Что такое положение пальцев во время игры является наиболее целесообразным, легко убедиться на практике, опираясь на струну (или для наглядности и упрощения задачи—о край стола) сначала при выпуклых, а затем при «проваленных» суставах. В первом случае легче осуществлять нажим на струну, сохраняя подвижность пальцев в основных суставах; во втором случае (при «проваленных» суставах пальцев) обнаруживается значительное напряжение в кисти, а пальцы теряют необходимую подвижность.

3)При игре на виолончели пальцы необходимо устанавливать на струну прямо или с очень небольшим наклоном в сторону порожка. Косое положение пальцев на грифе, естественное при игре на скрипке, затрудняет на виолончели вибрацию, имеющую исключительно важное значение для достижения певучего звука. Излишний наклон пальцев устраняется путем некоторого поворота кисти в сторону мизинца (супинация), а также путем выдвижения локтя и всей руки вперед.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Информация о музыке:

Постановка руки, посадка за инструментом, координация движений
Характер и продолжительность упражнений для постановки руки, посадки за фортепиано, координации движений зависят от предварительной подготовки учащегося. Согласно методике Т.И. Смирновой, с учащимися, не имеющими предварительной подготовки, рекомендуется позаниматься танцевальной импровизацией, и ...

Dreams of Sanity
Dreams of Sanity Австрийская готическая команда "Dreams of sanity" была образована в апреле 1991 года. В ее состав тогда входили всего три человека: гитарист Кристиан Маркс, басист Майкл Нофлах и барабанщик Ханнес Рихтер, ранее игравший в проектах "Blitzgemetal" и "Hypen ...

Dark Tranquillity
Dark Tranquillity Эта шведская команда смогла добиться международного признания благодаря своему уникальному дарк-металлическому саунду. Начавшая с традиционного "гетерборгского" мелодичного дэта, она не побоялась изменить свой стиль, и в результате обрела свою нишу в "шведском мета ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru