Знаменное пение в Русской Православной Церкви. Пути практического воплощения

Информация » Знаменное пение в Русской Православной Церкви. Пути практического воплощения

Страница 7

Итак, разрабатываются специальные сборники (которые можно употреблять на практике, а также использовать как учебные пособия), состоящие из двух частей: первая - песнопения, фиксированные в аутентичной нотации - знаменами, вторая - те же песнопения в линейной нотации. По нотному материалу заучиваются наизусть песнопения, параллельно может осваиваться крюковая азбука, далее песнопения прорабатываются по знаменам; в случае затруднения можно опять возвращаться к нотному материалу. Первая часть сборников может состоять из песнопений: а) на крюках пометных; б) на крюках пометных и беспометных. В последнем случае освоение знаменной грамоты и принципа пения по крюкам углубляется: изучив песнопение по пометным крюкам можно затем переходить к беспометным, что будет свидетельствовать о более прочном знании распева. Переменные знамена и лица излагаются в знаменной записи в данном случае без развода; для быстрого и лёгкого определения эти знамена и лицевые начертания было решено записывать красным цветом. При этом крюковая грамматика должна быть выверена и хорошо отредактирована, во избежание всевозможных разночтений и вариантов, которыми обычно изобилуют традиционные крюковые рукописи, где точности и однотипности изложения определённого последования знамен в одинаковых фрагментах, вероятно, не придавалось большого значения.

С нашей точки зрения, в настоящее время для богослужебно-певческих нужд РПЦ необходимо знаменное книгоиздание в следующих направлениях:

1) Крюковые азбуки (в том числе и для детей), учебники, учебные пособия, с возможным приложением учебной аудиозаписи;

2) Сборники крюковые с обязательным приложением учебной аудиозаписи;

3) Сборники в 2-х частях: крюковой и нотной, с возможным приложением учебной аудиозаписи.

Такие издания необходимо снабжать различными комментариями: научного, исторического, литургического и практического характера.

Тексты для песнопений в данных сборниках могут быть действующие пореформенные или в двух вариантах - в виде сопоставления дореформенного и пореформенного. Также возможно изложение певческого материала как наонного, так и наречного.

С нашей точки зрения, весьма необходима работа по созданию новых редакций распева с действующим пореформенным текстом по дореформенным рукописям; в некоторых случаях полезно сохранять раздельноречие для разрешения сложных фонетических ситуаций.

В настоящее время членами Общества Свт. Иова ведётся работа в данном направлении и уже изданы три таких сборника: 1) «Киноники» под редакцией Г.Б.Печёнкина, Москва, 2002 г., «Терра» 2) «Канон Пасхи знаменного распева» под редакцией Г.Б.Печёнкина, Москва, 2003 г., ИС РПЦ 3) «Обедница», Москва 2004 г., автор-составитель М.В.Макаровская.

В будущем, если Бог благословит, предполагается издать следующие сборники: 1) Cамогласны приимощные с запевами (в виде обучающих схем и примеров на распевание текстов; 2) Самоподобны книжные и напевочные; 3) Обиход Всенощнаго Бдения; 4) Ирмосы воскресные с приложением вариантов напевок; 5) Катавасии на весь год; 6) Догматики; 7) Антифоны степенны; 8) Тропари, кондаки и блаженны воскресные на 8-м гласов; 9) Величания на весь год (столповые и путевые); 10) Задостойники путевые; 11) Литургия Преждеосвященных Даров; 12) Мефимон.

Спаси Христос.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 

Информация о музыке:

Опера Джузеппе Верди "Травиата" (La Traviata)
Опера Джузеппе Верди "Травиата" (La Traviata) Г. Маркези Мелодрама в трёх действиях; либретто Ф. М. Пиаве по драме А. Дюма-сына "Дама с камелиями". Первая постановка: Венеция, театр "Ла Фениче", 6 марта 1853 года. Действующие лица: Виолетта Валери (сопрано), Флора Берв ...

Предмет изучения — смысл
Исследование текста с позиций либреттологии бывает необходимым для понимания смысловой структуры синтетического литературно-музыкального произведения. Смысл — истинно либреттологический объект, поскольку возникает «на стыке» слова и музыки как их общий элемент. Словесный текст (либретто) и музыка — ...

Антонин Дворжак
Антонин Дворжак (1841—1904) Чешский композитор, дирижёр, педагог. Член Чешской академии наук и искусств (1890). Ученик И. Фёрстера (орган) и др. Играл на альте в капелле К. Комзака и в оркестре Временного театра (1862—73), в 1873—77 церковный органист в Праге. Выступал как дирижёр с исполнением соб ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru