Знаменное пение в Русской Православной Церкви. Пути практического воплощения

Информация » Знаменное пение в Русской Православной Церкви. Пути практического воплощения

Страница 7

Итак, разрабатываются специальные сборники (которые можно употреблять на практике, а также использовать как учебные пособия), состоящие из двух частей: первая - песнопения, фиксированные в аутентичной нотации - знаменами, вторая - те же песнопения в линейной нотации. По нотному материалу заучиваются наизусть песнопения, параллельно может осваиваться крюковая азбука, далее песнопения прорабатываются по знаменам; в случае затруднения можно опять возвращаться к нотному материалу. Первая часть сборников может состоять из песнопений: а) на крюках пометных; б) на крюках пометных и беспометных. В последнем случае освоение знаменной грамоты и принципа пения по крюкам углубляется: изучив песнопение по пометным крюкам можно затем переходить к беспометным, что будет свидетельствовать о более прочном знании распева. Переменные знамена и лица излагаются в знаменной записи в данном случае без развода; для быстрого и лёгкого определения эти знамена и лицевые начертания было решено записывать красным цветом. При этом крюковая грамматика должна быть выверена и хорошо отредактирована, во избежание всевозможных разночтений и вариантов, которыми обычно изобилуют традиционные крюковые рукописи, где точности и однотипности изложения определённого последования знамен в одинаковых фрагментах, вероятно, не придавалось большого значения.

С нашей точки зрения, в настоящее время для богослужебно-певческих нужд РПЦ необходимо знаменное книгоиздание в следующих направлениях:

1) Крюковые азбуки (в том числе и для детей), учебники, учебные пособия, с возможным приложением учебной аудиозаписи;

2) Сборники крюковые с обязательным приложением учебной аудиозаписи;

3) Сборники в 2-х частях: крюковой и нотной, с возможным приложением учебной аудиозаписи.

Такие издания необходимо снабжать различными комментариями: научного, исторического, литургического и практического характера.

Тексты для песнопений в данных сборниках могут быть действующие пореформенные или в двух вариантах - в виде сопоставления дореформенного и пореформенного. Также возможно изложение певческого материала как наонного, так и наречного.

С нашей точки зрения, весьма необходима работа по созданию новых редакций распева с действующим пореформенным текстом по дореформенным рукописям; в некоторых случаях полезно сохранять раздельноречие для разрешения сложных фонетических ситуаций.

В настоящее время членами Общества Свт. Иова ведётся работа в данном направлении и уже изданы три таких сборника: 1) «Киноники» под редакцией Г.Б.Печёнкина, Москва, 2002 г., «Терра» 2) «Канон Пасхи знаменного распева» под редакцией Г.Б.Печёнкина, Москва, 2003 г., ИС РПЦ 3) «Обедница», Москва 2004 г., автор-составитель М.В.Макаровская.

В будущем, если Бог благословит, предполагается издать следующие сборники: 1) Cамогласны приимощные с запевами (в виде обучающих схем и примеров на распевание текстов; 2) Самоподобны книжные и напевочные; 3) Обиход Всенощнаго Бдения; 4) Ирмосы воскресные с приложением вариантов напевок; 5) Катавасии на весь год; 6) Догматики; 7) Антифоны степенны; 8) Тропари, кондаки и блаженны воскресные на 8-м гласов; 9) Величания на весь год (столповые и путевые); 10) Задостойники путевые; 11) Литургия Преждеосвященных Даров; 12) Мефимон.

Спаси Христос.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 

Информация о музыке:

Духовные и конструктивные основы византийской певческой системы
В византийской певческой системе, окончательно выкристаллизовавшейся ко времени преподобного Иоанна Дамаскина, богослужебное пение впервые на Земле обрело конкретное воплощение как образ ангельского пения, ибо византийская система есть уже система не музыкальная, но система богослужебно-певческая. ...

К вопросу об акустическом обосновании аккорда
В середине первой половины XVIII в. Жаном Филиппом Рамо были опубликованы ряд теоретических работ по музыке, в которых он, развивая идеи Дж. Царлино, изложил новый подход к объяснению происхождения музыкальной гармонии[1] и заложил фундамент для разработки основных положений функциональной системы ...

Об опоре звука как источнике певческого вибрато
В процессе формирования опоры звука (техники второй категории) на определённом этапе ученик начинает ощущать вибрацию всего организма. Внешне это может выражаться в колебаниях свободных губ, челюсти и даже в ясно видимой "трясучке" корпуса певца. Эта "трясучка" немедленно стано ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru