Знаменное пение в Русской Православной Церкви. Пути практического воплощения

Информация » Знаменное пение в Русской Православной Церкви. Пути практического воплощения

Страница 2

2) Теоретизированный. Последователи данного пути воплощения знаменного пения, как правило, не опираются на живые традиции современного старообрядческого пения, но всецело отдаются стихии азбук, теоретических руководств, анализу нотаций. Путь к изучению и воплощению знаменного пения в данном случае обычно лежит через дешифровку в линейную нотацию, без учёта многих интонационно-ритмических нюансов, сохраняющихся только в живой практике. Пение совершается по дешифровкам, либо по знаменам, в некоторых случаях - с одновременным их переводом «в уме» в линейную нотацию. Такое понимание вопросов исполнения знаменного пения обычно исходит из следующих концепций: а) что линейная нотация может точно отражать знаменный распев, фиксированный невмами; б) что пение вообще универсально - любую вокальную музыку можно изложить линейной нотацией и исполнить при помощи западноевропейского сольфеджио. Но, как показывает практика, музыкальных историко-теоретических знаний, а также классического вокального и вокально-хорового воспитания, при изучении и исполнении знаменного распева бывает недостаточно.

3) Музыкально-эстетический. Здесь песнопения знаменного распева, как правило, рассматриваются как отдельные законченные музыкальные произведения, с присущим последним, в современном исполнительском искусстве, определённой музыкальной трактовкой, построением драматургии, поиском выразительных средств, нюансов и проч. Данный путь воплощения знаменного пения типичен для классических академических музыкальных коллективов, как светских, так и церковных.

4) Экспериментальный. Данный тип, в противоположность традиционному, предполагает создание определённого музыкального обрамления к знаменному пению - исона (выдержанный сопровождающий основной голос тон, в подражание современному богослужебному пению византийской традиции) или гармонизации (наподобие 3-4 голосных монастырских обиходов XVIII-XIX вв.), производимой в процессе исполнения песнопения. Обычно представители данного направления оправдывают свои действия той идеей, что звучание знаменного пения в современных богослужебных условиях должно быть несколько смягчено или, иными словами, «омузыкалено», за счёт исона или элементарной гармонизации, поскольку одноголосие весьма аскетично и большинством священнослужителей и прихожан, в особенности привыкших к художественному и гармоническому пению, с трудом воспринимается. Таким образом, считается, что исон или гармонизация должны сыграть роль своеобразного моста, при переходе исполнителя от многоголосия к одноголосию, также - для облегчения восприятия знаменного пения или просто ради создания некоей красоты.

5) Модернистский. Воплощение знаменного пения у представителей данного типа предполагает опору на существующие живые традиции знаменного пения, но, в отличие от традиционного типа, рассмотренного нами выше, не имеет ориентацию на конкретное направление или локальную традицию старообрядческого пения, а скорее представляет собой некую сумму практических, теоретических и исторических знаний, применяемых к современным сложившимся богослужебным условиям по ситуации. Это есть своего рода богослужебно-певческая икономия, приводящая к поиску новых путей воплощения знаменного пения.

6) Terra incognita, сиречь «земля неизвестная». Воплощение знаменного пения в певческую практику у представителей данного типа (напр. у исполнителя или хорового коллектива) происходит без каких-либо базовых (или предварительных, элементарных) практических, исторических и теоретических знаний, обычно при наличии музыкальной подготовки общеевропейского уровня.

7) Музыкальный исихазм. Представители данного типа рассматривают мелодии знаменного распева как некую харизму, или, иными словами, знаменный распев видят как особое харизматическое пение, употребляемое для «медитаций» и стяжания особой благодати. Здесь также, как правило, мало места уделяется вопросам традиций, предания, практики, истории и теории знаменного пения; основное внимание концентрируется на вопросах одноголосия в пении (в некоторых случаях - диатоники) и концепции благодатности мелодий знаменного распева, способных привести душу к просветлению.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Информация о музыке:

Рождение Действительного оперного театра (1928 год)
Первым оперным театром Рима был Театр Арджентина, который затем был превращен в главный драматический театр столицы Италии. Рим единственный среди больших и малых городов Италии находился в унизительном положении, не имея специального здания оперного театра. Необходимость в сооружении театра была ...

«Andante lagrimoso»
Пьеса написана по стихотворению Ламартина «Слеза или утешение». Трагизм второй сферы – Скорби – трансформируется здесь, изживается в слезах. Неслучайно, часть написана в тональности gis - moll , которая относится к противоположной сфере. Еще Итогом всего цикла становится «Гимн Любви» - воплощени ...

Эстрадное самочувствие
Свой реферат я посвящаю теме, актуальной для всех музыкантов: от начинающих до великих мастеров. Столь же актуальна она и для меня. Эта тема - эстрадное самочувствие исполнителя во время концертного выступления. Концертное исполнение является важнейшим, ответственным завершающим этапом подготовки ...

Навигация

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru