Знаменное пение в Русской Православной Церкви. Пути практического воплощения

Информация » Знаменное пение в Русской Православной Церкви. Пути практического воплощения

Страница 5

12) Произношение. Имеет ли церковно-славянский язык вообще и, в частности, при знаменном пении, особое произношение? Должно ли произношение за богослужением при пении, чтении отличаться от современного разговорного русского? Можно и нужно ли вводить «огласовки» при наречном пении в сложных фонетических ситуациях?

13) Воплощение в современном богослужении РПЦ. Как организовать знаменное пение в храме так, чтобы его воплощение органично сочеталось с богослужебными традициями того или иного прихода и монастыря, в меру духовных, молитвенных, литургических и обрядовых потребностей? Как разумно использовать знаменное пение, чтобы от этого была духовная и практическая польза? Ограничиться ли только столповым распевом? Сколько протяжённых (невматического или мелизматического типа) песнопений столпового распева исполнять за конкретным богослужением? В какой мере использовать мелизматические распевы - большой знаменный, путевой, демественный, а также и строчное пение, и имеется ли в этих распевах в настоящее время потребность?

14) Новые богослужебные чины. Как быть, если в конкретном приходе или монастыре приняли и употребляют за богослужениями знаменное пение, но в практике используют некоторые богослужебные чины новейшего происхождения, такие как неканонические Акафисты, Погребение Божией Матери, Пассия?

15) Пореформенный устав. Если приход или монастырь, употребляющий за богослужениями знаменное пение, служит только по пореформенному уставу (в редакции, действующей в настоящее время), то как быть с некоторыми песнопениями, которых не имеется в дореформенной богослужебной традиции, а пореформенные певческие книги с новопечатным литургическим текстом таких песнопений не содержат? (Вопиющий пример - припевы на 9-й песни Пасхального канона.)

16) Службы новопрославленным святым. Современная обширная канонизация местночтимых и общепочитаемых святых требует составления им служб и, соответственно, распева изменяемых песнопений. Следовательно, лицам, отвечающим за организацию знаменного пения в конкретном приходе или монастыре, приходится решать проблему создания новых песнопений столпового распева.

Вот основной и далеко не полный круг насущных вопросов, с которыми повседневно сталкиваются, ищут ответа, находят и принимают решения современные практики знаменного пения в РПЦ, и в каждой конкретной ситуации по-разному. Возможно, что совместными усилиями круг затронутых проблем удастся со временем сузить, приведя практику древнерусского пения в РПЦ к единому знаменателю.

Настоящее положение дел с богослужебным пением в РПЦ вообще и, в частности, со знаменным, требует от руководителя и организатора пения на клиросе большой гибкости во взаимоотношениях, в выборе материала и ориентира, в разумности и мере его использования, в некоторых случаях - постепенности воплощения, умения соизмерять возможности с потребностями, учитывать сложившиеся ситуации и безболезненно разрешать возникающие проблемы. Таким образом, головщик на современном знаменном клиросе должен быть не только ведущим певцом, отвечающим за богослужебное пение, но и организатором-энтузиастом, мыслящим тактически, уставщиком, чтецом, канонархом, педагогом, медиевистом, распевщиком; таково требование нового времени.

Многие из описанных выше вопросов широко обсуждались на 1-м Всероссийском Практическом Съезде любителей знаменного пения, прошедшем в Москве с 30 июня по 2 июля 2003 года, организованным Обществом Любителей Древнерусского (церковного) Пения во имя Свт. Иова, патриарха Московского и всея Руси (сокращённо - Общество Свт. Иова). В настоящее время идёт подготовка к проведению 2-го подобного съезда, который, если будет Богу угодно, состоится в Москве с 28 июня по 2 июля 2004 года.

В связи с вышеизложенными проблемами воплощения знаменного пения, необходимо коснуться и существующих ныне методик обучения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Информация о музыке:

Место и роль сольных каденций в музыкальной культуре эпохи
Место и роль сольных каденций в музыкальной культуре эпохи А.М. Меркулов В последние десятилетия все большее внимание исполнителей привлекает проблема каденции солиста к произведениям времен барокко и венского классицизма. При этом одни исполнители сочиняют собственные каденции, которые затем звуч ...

Хендрикс Джими (Jimi Hendrix)
Хендрикс Джими (Jimi Hendrix) Место рождения: г. Сиэтл, штат Вашингтон. Родители: Джеймс Аллен "Эл" Хендрикс и Люсиль Джетер (развелись 17 декабря 1951, Люсиль умерла 2 февраля 1958). Братья и сестры: Леон Моррис Хендрикс, Джозеф Хендрикс, Кейти Айра Хендрикс, Памела Маргэрит Хендрик ...

Эстрадная музыка как сфера проявления музыкально-творческих способностей
Эстрада – вид сценического искусства, подразумевающий собой как отдельный жанр, так и синтез жанров: пение, танец, оригинальное выступление, цирковое искусство, иллюзии. Эстрадная музыка – вид развлекательного музыкального искусства, обращенный к самой широкой слушательской аудитории. Наибольшее ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru