Знаменное пение в Русской Православной Церкви. Пути практического воплощения

Информация » Знаменное пение в Русской Православной Церкви. Пути практического воплощения

Страница 5

12) Произношение. Имеет ли церковно-славянский язык вообще и, в частности, при знаменном пении, особое произношение? Должно ли произношение за богослужением при пении, чтении отличаться от современного разговорного русского? Можно и нужно ли вводить «огласовки» при наречном пении в сложных фонетических ситуациях?

13) Воплощение в современном богослужении РПЦ. Как организовать знаменное пение в храме так, чтобы его воплощение органично сочеталось с богослужебными традициями того или иного прихода и монастыря, в меру духовных, молитвенных, литургических и обрядовых потребностей? Как разумно использовать знаменное пение, чтобы от этого была духовная и практическая польза? Ограничиться ли только столповым распевом? Сколько протяжённых (невматического или мелизматического типа) песнопений столпового распева исполнять за конкретным богослужением? В какой мере использовать мелизматические распевы - большой знаменный, путевой, демественный, а также и строчное пение, и имеется ли в этих распевах в настоящее время потребность?

14) Новые богослужебные чины. Как быть, если в конкретном приходе или монастыре приняли и употребляют за богослужениями знаменное пение, но в практике используют некоторые богослужебные чины новейшего происхождения, такие как неканонические Акафисты, Погребение Божией Матери, Пассия?

15) Пореформенный устав. Если приход или монастырь, употребляющий за богослужениями знаменное пение, служит только по пореформенному уставу (в редакции, действующей в настоящее время), то как быть с некоторыми песнопениями, которых не имеется в дореформенной богослужебной традиции, а пореформенные певческие книги с новопечатным литургическим текстом таких песнопений не содержат? (Вопиющий пример - припевы на 9-й песни Пасхального канона.)

16) Службы новопрославленным святым. Современная обширная канонизация местночтимых и общепочитаемых святых требует составления им служб и, соответственно, распева изменяемых песнопений. Следовательно, лицам, отвечающим за организацию знаменного пения в конкретном приходе или монастыре, приходится решать проблему создания новых песнопений столпового распева.

Вот основной и далеко не полный круг насущных вопросов, с которыми повседневно сталкиваются, ищут ответа, находят и принимают решения современные практики знаменного пения в РПЦ, и в каждой конкретной ситуации по-разному. Возможно, что совместными усилиями круг затронутых проблем удастся со временем сузить, приведя практику древнерусского пения в РПЦ к единому знаменателю.

Настоящее положение дел с богослужебным пением в РПЦ вообще и, в частности, со знаменным, требует от руководителя и организатора пения на клиросе большой гибкости во взаимоотношениях, в выборе материала и ориентира, в разумности и мере его использования, в некоторых случаях - постепенности воплощения, умения соизмерять возможности с потребностями, учитывать сложившиеся ситуации и безболезненно разрешать возникающие проблемы. Таким образом, головщик на современном знаменном клиросе должен быть не только ведущим певцом, отвечающим за богослужебное пение, но и организатором-энтузиастом, мыслящим тактически, уставщиком, чтецом, канонархом, педагогом, медиевистом, распевщиком; таково требование нового времени.

Многие из описанных выше вопросов широко обсуждались на 1-м Всероссийском Практическом Съезде любителей знаменного пения, прошедшем в Москве с 30 июня по 2 июля 2003 года, организованным Обществом Любителей Древнерусского (церковного) Пения во имя Свт. Иова, патриарха Московского и всея Руси (сокращённо - Общество Свт. Иова). В настоящее время идёт подготовка к проведению 2-го подобного съезда, который, если будет Богу угодно, состоится в Москве с 28 июня по 2 июля 2004 года.

В связи с вышеизложенными проблемами воплощения знаменного пения, необходимо коснуться и существующих ныне методик обучения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Информация о музыке:

Туркменские ночи, 1928
Все три пьесы представляют собой обработки туркменских народных мелодий, вошедших в упомянутую книгу Успенского и Беляева о туркменской музыке (см. примечание 12), концертные произведения виртуозного плана, написанные со свойственным автору размахом мысли. Безыскусная народная ладовость мелодии сос ...

Immolation
Immolation Когда в 1988 году, часть участников "Rigor Mortis" ушла, забрав с собой права на название, оставшиеся члены команды организовали новый проект, "Immolation". Гитаристы Томас Уилкинсон и Роберт Вигна призвали себе на помощь поющего басиста Расса Долана и барабанщика Нил ...

Bay city rollers
Bay city rollers В конце 60-х в Шотландии появился ансамбль "Longmuir Brothers", основанный братьями Лонгмюрами Аланом (р. 20 июня 1951; бас) и Дереком (р. 19 марта 1952; ударные). С приходом вокалиста Нобби Кларка и гитариста Джона Девайна вывеску поменяли на "Saxon", но вскоре ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru