Знаменное пение в Русской Православной Церкви. Пути практического воплощения

Информация » Знаменное пение в Русской Православной Церкви. Пути практического воплощения

Страница 3

8) Музыкальная терапия. Настоящий тип близок по своей сути к описанному выше музыкальному исихазму, с той лишь разницей, что внимание здесь концентрируется не на вопросах стяжания особой благодати, а на идее наличия терапевтического воздействия, получаемого от исполнения или прослушивания песнопений знаменного распева.

Какие общие трудности испытывают исполнители знаменного пения при его воплощении на богослужениях РПЦ? Попытаемся осветить основной круг практических вопросов.

1) Воспроизведение и восприятие. Кому и зачем нужно сейчас знаменное пение в РПЦ? Есть ли преимущества у знаменного пения перед современным «обиходным»? Необходимо ли стремиться к восстановлению и распространению знаменного пения в РПЦ, как целостной системы, или оно останется уделом избранного круга его любителей, либо займёт свою нишу в репертуарах хоровых коллективов, в виде дани седой старине? Чем является в настоящее время знаменное пение - музыкальным исполнением или проявлением определённого образа жизни, мыслей, молитвы, аскетики? Что делать, если священноначалие или прихожане против знаменного пения? Допустимо ли художественное исполнение знаменного пения?

2) Впетость. Для современных исполнителей знаменного распева это, пожалуй, самая главная трудность. Необходимо не только хорошо знать певческий исполняемый материал, но чтобы знаменный распев стал для исполнителя родным певческим языком, на котором можно было бы свободно «мыслить и изъясняться». Это не менее важно и для слушателей, которые также должны привыкнуть к языку знаменного распева и понимать его, что во многом будет зависеть от исполнителей.

3) Тексты. Какие варианты литургического текста использовать - только дореформенные, употребляемые ныне старообрядцами, только действующие пореформенные, или и те и другие, в зависимости от ситуации? При употреблении новопечатных текстов пользоваться уже имеющимися «преводами» (редакциями), содержащимися в пореформенных певческих книгах - крюковых или с линейных нотацией (квадратной или круглой), либо составлять свои собственные редакции конкретного песнопения с новым текстом?

4) Источники. Какое направление знаменного распева использовать в качестве ориентира - наонное или нбречное? Какие певческие материалы использовать - крюковые или нотолинейные?

5) Манера пения. Следует ли иметь в качестве ориентира определённую избранную манеру старообрядческого пения (или одного из ныне существующих исполнителей нестарообрядцев), или необходимо вырабатывать свою манеру пения, основанную на сумме изученных живых образцов старообрядческого пения, или вообще не иметь никакого ориентира?

6) Вокал. Каким должен быть вокал в знаменном пении - близким к фольклору, базироваться на академической модели или иметь свои особенности постановки голоса и выработки определённого звукоизвлечения? Какие певческие регистры оптимальнее использовать при знаменном пении - у мужчин, женщин, детей, в однородных, смешанных составах?

7) Правильность прочтения знамен. К сожалению, на данный момент не имеется ни одного универсального руководства для прочтения знаменной столповой нотации. Существующие труды либо носят научный характер, либо отражают определённую старообрядческую традицию пения (напр. поморскую или поповскую). В последнем случае пособия и руководства в некоторых деталях, случается, противоречат друг другу, а о многих тонкостях вообще умалчивается. У старообрядцев, сохраняющих певческую преемственность в рамках определённой традиции, а также у исполнителей, получивших знаменно-певческое воспитание от носителя традиции, вопрос правильности прочтения знамен, как правило, остро не стоит. Основная же проблема возникает в том случае, когда, по разным причинам, нет возможности или желания обучаться у носителя традиции, следовать определённой традиции или когда имеется потребность объективно познать различные традиции, как книжные, так и сохранившиеся устные. К этому следует прибавить и различные складывающиеся условия воплощения знаменного пения: все эти вместе взятые причины могут требовать от исполнителя проработки и суммирования достаточно большого объёма специальных книг: а) певческих крюковых - дореформенных, пореформенных - ранних новообрядческих, а также и старообрядческих - наонных поморских и наречных поповских; б) певческих крюковых кокизников, фитников, согласников; в) азбук, азбук-толкований; г) учебников, пособий; д) научных исследований; е) двузнаменников; г) певческих книг в квадратной и линейной нотации. Помимо перечисленных книг, необходимо, по крайней мере, быть знакомым с различными традициями старообрядческого пения (включая и устные), сопоставляя книжный материал с живой практикой. Также, острая проблема в настоящее время стоит с дешифровкой: во-первых, до сих пор не существует твёрдых и единых правил её произведения; во-вторых, некоторые вопросы прочтения знамен до сих пор так и остаются открытыми и малоизученными (напр. роль и длительность крюка с задержкой); в-третьих, дешифровщик, так или иначе, становится соавтором распева, фиксируя в нотолинейной записи свою субъективную версию прочтения определённого песнопения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Информация о музыке:

"Осень" (L'Autunno)
Шумит крестьянский праздник урожая. Веселье, смех, задорных песен звон! И Бахуса сок, кровь воспламеняя, Всех слабых валит с ног, даруя сладкий сон. А остальные жаждут продолженья, Но петь и танцевать уже невмочь. И, завершая радость наслажденья, В крепчайший сон всех погружает ночь. А утором на ра ...

Crematory
Crematory Состав группы сформировался на следующий год после выхода в свет первой демо ленты команды, созданной вокалистом Феликсом и басистом Марком. Демка получила положительный отзыв как прессы, так и фанов и разошлась широким тиражом не только в Германии, но и за её пределами. Как раз в это вре ...

Взгляд христианской антропологии на сонатную форму
Христианская антропология — антропология пути в бесконечное совершенство. Созданию человека предшествовало совещание в Недрах Пресвятой Троицы: «Сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему (…) И сотворил Бог человека по образу Своему» (Быт. 1:26, 27). По толкованию святых отцов, образ ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru