Опера С. С. Прокофьева "Война и мир"

Информация » Опера С. С. Прокофьева "Война и мир"

Страница 3

Остатки армии Наполеона беспорядочно отступают по заснеженной Смоленской дороге, пробиваясь сквозь пургу и метель. Под конвоем ведут русских пленных. На отступающий французский отряд нападают партизаны во главе с Денисовым, Долоховым и Щербатым. После ко роткого боя они собираются вокруг освобожденных пленных. Радостными возгласами партизаны встречают появление Кутузова, который обращается к народу с благодарностью за мужество в борьбе с врагом. Слова фельдмаршала вызывают всеобщий подъем.

Опера создавалась на протяжении двенадцати лет. Ее первоначальный план возник весной 1941 года. Охваченный патриотическим порывом, композитор совместно с либреттистом М. А. Мендельсон-Прокофьевой создал в течение нескольких месяцев большую часть произведения. И последующие годы оно расширялось, дополнялось новыми картинами и эпизодами, редактировалось. К 1943 году опера была в основном закончена и впервые показана в концертном исполнении в Москве 16 октября 1945 года; 12 июня 1946 года на сцене Малого оперного театра в Ленинграде состоялась премьера первой части "Войны и мира", то есть начальных 8 картин (к этой постановке была дописана вторая картина - "Бал у екатерининского вельможи" и десятая - "Сцена военного совета русского генера литета в Филях", созданная для предполагавшейся постановки второй части оперы). Требовательный к себе автор, прислушиваясь к критике, продолжал работать над своим замыслом до последних дней жизни.

В гениальной эпопее Л. Н. Толстого "Война и мир", написанной в 1863-1869 годах, дана обширная галерея действующих лиц, показаны разнообразные картины жизни светского общества и народа в период, когда решались исторические судьбы России. Содержание романа, естественно, не могло полностью войти в оперу. Композитор вместе с либреттистом отобрал те эпизоды и события, которые давали наиболее благодарный материал для создания музыкально-драматического произведения. Не пытаясь точно следовать за развитием сюжета романа, авторы оперы выделили узловые моменты сюжета. Их основной задачей было отчетливо выявить патриотическую идею толстовской эпопеи, показать красоту и богатство душевного мира героев драмы.

Опера Прокофьева "Война и мир" - выдающееся произведение современного музыкального театра. Своеобразно построение оперы: ее первые семь картин посвящены личным взаимоотношениям основных героев, последние шесть раскрывают преимущественно тему народной борьбы. Стремительное развитие действия, быстрая, динамичная смена контрастных эпизодов подчеркивают драматизм музыки.

Опера открывается хоровым эпиграфом-прологом "Силы двунадесяти языков Европы ворвались в Россию"; воцаряется атмосфера мужественно-суровой торжественности . За прологом следует оркестровая увертюра.

В ее музыке главенствуют героико-патриотические образы (тема народного хора из 9-й картины "Как пришел к народу наш Кутузов" и тема Кутузова); в увертюре использована также музыка, обрисовывающая лирические переживания главных героев пр оизведения.

Первая картина - "Отрадное" - выдержана в мягких акварельных тонах, выразительно передающих поэзию весенней ночи. В двух монологах Андрея (в начале и в конце картины) мечтательно-элегические мелодии сочетаются с мужественно-взволнованными. В центре картины - радостное ариозо Наташи и ее дуэт с Соней "Ручей, виющийся по светлому песку" (на текст В. А. Жуковского).

Вторая картина - "Бал у екатерининского вельможи" - контрастирует с предыдущей. Все действие разворачивается на фоне танцев. Торжественный, величественный полонез сменяется полной огня мазуркой. Прекрасно воссоздают дух эпохи два хора на тексты Батюшкова и Ломоносова. Пленительная мелодия вальса характеризует зарождение чистой любви князя Андрея и Наташи.

Третья картина - "В особняке старого князя Болконского" - раскрывает новые стороны в образе Наташи; в ее ариозо "А может быть, он приедет нынче" передана драма оскорбленного чувства и страстная мечта о счастье. Скупыми, но меткими штрихами выписан облик старого князя Болконского; отрывистые фразы речитатива подчеркивают его раздражительность и резкость.

Страницы: 1 2 3 4

Информация о музыке:

Ладовая система Прокофьева
При анализе гармонии Прокофьева с помощью традиционных методов, исходящих из понимания тональности как диатонической системы взаимосвязи звуков и созвучий, можно столкнуться с большим затруднением в определении тональной принадлежности звукорядов и аккордов. Часто звукоряды далеки от диатоники, а ...

Космизм Ивана Вышнеградского
И. Вышнеградский принадлежал к замечательной, но еще недостаточно изученной ветви отечественной музыки начала ХХ столетия, к так называемым “русским авангардистам” зарубежья, к числу которых также относятся Н. Черепнин, А. Лурье, Н. Обухов, Е. Голышев. Именно этой, “зарубежной” ветвью, русская му ...

Ногтевой способ игры на гитаре
Ногтевой удар. Все изученные до сих пор технические приемы игры приобретают особую красочность и отчетливость с применением ногтевого способа игрыили ногтевого удара. Подавляющее большинство гитаристов-концертантов употребляют этот прием. На пальцах правой руки длина ногтей может быть разной: от ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru