Первая половина
XIX
века была для России годами развития освободительного движения против царизма и крепостничества, годами борьбы прогрессивных сил русского общества за преобразование России, за ликвидацию технико-экономической и государственной отсталости страны, активно развивались просветительские тенденции.
Просветительство – течение в среде нарождавшейся буржуазии и народных масс эпохи перехода от феодализма к капитализму, связанное с борьбой против феодализма, критиковавшее феодализм и выступавшее сторонником просвещения народа.
Среди попыток просветительства того времени стоит отметить основание Императорского Царскосельского Лицея (с 1843 года — Александровский лицей) — высшее учебное заведение в Российской империи, действовавшее в Царском Селе с 1811 по 1843 год.
Лицей был основан по указу императора
Александра I, подписанному 24 (12) августа 1810 года. Он предназначался для обучения дворянских детей.
Программа была разработана
М. М. Сперанским
и ориентирована в первую очередь на подготовку государственных просвещённых чиновников высших рангов. В лицей принимали детей 10—14 лет; приём осуществлялся каждые три года. Лицей был открыт 19
(31) октября1811 года. Первоначально лицей находился в ведении
Министерства народного просвещения, в
1822 году
подчинён военному ведомству.
Продолжительность обучения первоначально составляла 6 лет (два трёхгодичных курса, с
1836 года — 4 класса по полтора года). За это время изучали следующие дисциплины:
· Нравственные (Закон Божий, этика, логика, правоведение, политическая экономия);
· Словесные (российская, латинская, французская, немецкая словесность и языки, риторика);
· Исторические (российская и всеобщая история, физическая география);
· Физические и математические (математика, начало физики и космографии, математическая география, статистика);
· Изящные искусства и гимнастические упражнения (чистописание, рисование, танцы, фехтование, верховая езда, плавание).
Учебный план лицея неоднократно изменялся, сохраняя при этом гуманитарно-юридическую направленность. Лицейское образование приравнивалось к университетскому, выпускники получали гражданские чины
14-го — 9-го классов. Для желавших поступить на военную службу проводилось дополнительное военное обучение, в этом случае выпускники получали права окончивших
Пажеский корпус. В
1814—1829 годах при лицее действовал
Благородный пансион.
Однако нельзя считать этот Лицей истинно просветительским порывом. Как уже было сказано, обучаться в нем могли лишь лица дворянского происхождения, кроме того программа и методы преподавания основывались на опыте школ и лицеев Европы, однако не привносили почти ничего исконно русского. Что же касается музыкальной стороны образования, то она по-прежнему остается в тени – Лицей имел гуманитарно-юридическую направленность, иначе говоря, готовил достойных слуг государства, которым музыка была не слишком важна. В основном, музыкальное образование сводилось к духовному хоровому пению на уроках Закона Божьего и танцам.
Такое положение в сфере образования не могло не вызывать споров и разногласий. Общеполитические противоречия сказывались и в области воспитания, где официальная педагогика, возглавлявшаяся с 1833 по 1849 года министром народного просвещения Уваровым, автором знаменитой формулы "православие, самодержавие, народность", встретила резкого противника в лице гуманистической и демократически-народной педагогики Белинского, Герцена и их единомышленников.
Информация о музыке:
Прощеное воскресенье
В последнюю неделю (воскресенье) перед Великим постом Церковь вспоминает "первородный грех" человечества. Этот грех, сутью которого явилось стремление проникнуть запретным способом в другую, высшую сферу (" . и откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло"- ...
Интернациональные основы русской музыкальной культуры
Основой русской музыки русской, а позднее и советской музыкальной историографией считалась народная песня, образцы которой петербургские и московские композиторы начали собирать с конца XVIII века. Прежде всего, именно советское музыковедение отождествляет обращение к народной песне и народной муз ...
Общие рекомендации гитаристам
Любой гитарист желает хорошо научиться играть на гитаре, то есть развить исполнительскую технику игры на инструменте. К этой цели можно идти разными путями - использовать разные учебно-педагогические школы, специальные упражнения, методы и т.д.
Для того, чтобы достичь высокой скорости и чистоты и ...