Общие условия образования и место уроков музыки в нем в XIX веке

Страница 1

Первая половина

XIX

века была для России годами развития освободительного движения против царизма и крепостничества, годами борьбы прогрессивных сил русского общества за преобразование России, за ликвидацию технико-экономической и государственной отсталости страны, активно развивались просветительские тенденции.

Просветительство – течение в среде нарождавшейся буржуазии и народных масс эпохи перехода от феодализма к капитализму, связанное с борьбой против феодализма, критиковавшее феодализм и выступавшее сторонником просвещения народа.

Среди попыток просветительства того времени стоит отметить основание Императорского Царскосельского Лицея (с 1843 года — Александровский лицей) — высшее учебное заведение в Российской империи, действовавшее в Царском Селе с 1811 по 1843 год.

Лицей был основан по указу императора

Александра I, подписанному 24 (12) августа 1810 года. Он предназначался для обучения дворянских детей.

Программа была разработана

М. М. Сперанским

и ориентирована в первую очередь на подготовку государственных просвещённых чиновников высших рангов. В лицей принимали детей 10—14 лет; приём осуществлялся каждые три года. Лицей был открыт 19

(31) октября1811 года. Первоначально лицей находился в ведении

Министерства народного просвещения, в

1822 году

подчинён военному ведомству.

Продолжительность обучения первоначально составляла 6 лет (два трёхгодичных курса, с

1836 года — 4 класса по полтора года). За это время изучали следующие дисциплины:

· Нравственные (Закон Божий, этика, логика, правоведение, политическая экономия);

· Словесные (российская, латинская, французская, немецкая словесность и языки, риторика);

· Исторические (российская и всеобщая история, физическая география);

· Физические и математические (математика, начало физики и космографии, математическая география, статистика);

· Изящные искусства и гимнастические упражнения (чистописание, рисование, танцы, фехтование, верховая езда, плавание).

Учебный план лицея неоднократно изменялся, сохраняя при этом гуманитарно-юридическую направленность. Лицейское образование приравнивалось к университетскому, выпускники получали гражданские чины

14-го — 9-го классов. Для желавших поступить на военную службу проводилось дополнительное военное обучение, в этом случае выпускники получали права окончивших

Пажеский корпус. В

1814—1829 годах при лицее действовал

Благородный пансион.

Однако нельзя считать этот Лицей истинно просветительским порывом. Как уже было сказано, обучаться в нем могли лишь лица дворянского происхождения, кроме того программа и методы преподавания основывались на опыте школ и лицеев Европы, однако не привносили почти ничего исконно русского. Что же касается музыкальной стороны образования, то она по-прежнему остается в тени – Лицей имел гуманитарно-юридическую направленность, иначе говоря, готовил достойных слуг государства, которым музыка была не слишком важна. В основном, музыкальное образование сводилось к духовному хоровому пению на уроках Закона Божьего и танцам.

Такое положение в сфере образования не могло не вызывать споров и разногласий. Общеполитические противоречия сказывались и в области воспитания, где официальная педагогика, возглавлявшаяся с 1833 по 1849 года министром народного просвещения Уваровым, автором знаменитой формулы "православие, самодержавие, народность", встретила резкого противника в лице гуманистической и демократически-народной педагогики Белинского, Герцена и их единомышленников.

Страницы: 1 2 3 4 5

Информация о музыке:

1849-1859 гг.
Годы швейцарского изгнания. Пишет много статей, где формулирует свою оперную реформу. Это: “Искусство и революция”, “Опера и драма”, “Художественное произведение будущего”. В 1852 году вернулся к “Кольцу Нибелунга”. Написал либретто к операм. “Кольцо Нибелунга” сочинял более 20 лет. Его философские ...

PR-блок
PR-директор. Отвечает за формирование общественного мнения и создание репутации артиста. PR – призван обеспечить эффективный диалог с обществом, формируя и поддерживая выбранный продюсером сценический образ исполнителя, а так же репутацию продюсера. Промоутер . Они работают на звукозаписывающие ком ...

Гармония
Гармонически противоположение западного и русского осуществляется посредством сопоставления двух двенадцатитоновых систем. Для западного – это додекафония по модели А. Шёнберга, для русского – модальная система знаменного роспева. Применение двенадцатитонового метода в I-V частях не носит тотальног ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru