Общие условия образования и место уроков музыки в нем в XIX веке

Страница 2

Эти противоречия нашли свое отражение в борьбе различных тенденций, направлявших не только содержание и методы обучения, но и самую организацию, и постановку образовательного дела.

С одной стороны, заботясь о предохранении от "революционной заразы" и о сохранении за дворянством его привилегированного положения, крепостническое правительство стремилось всячески ограничить распространение образования в широких массах. Николай I писал: "надо сообразить, нет ли способов затруднить доступ в гимназии для разночинцев".

С другой стороны, рост промышленности властно требовал расширения рамок образовательной системы как в смысле возможности образования для различных слоев населения, так и в отношении самого содержания обучения. Отсюда двойственный, противоречивый характер педагогической политики царского правительства, половинчатость его школьных реформ. Школьная система дореволюционной России, отличаясь крайней пестротой, сохранила, вплоть дооктябрьской революции, остатки сословности (кадетские корпуса, институты благородных девиц, духовные семинарии и училища, епархиальные училища и т.п.). Эта политика была построена на принципах национального неравенства, на неравенстве мужчин и женщин. Существовало две системы: одна – система элементарного образования для широких масс населения, не дававшая возможности детям трудящихся получать среднее и высшее образование.

Нет нужды говорить, что во времена, когда сама система образования требовала тщательной доработки, а обучение было рассчитано лишь на дальнейшее использование человеческих ресурсов, а значит не придающее большого значения духовно-нравственному развитию учащихся, что урок музыки оставался в тени даже во многих "элитарных" учебных заведениях, не говоря уже об общем образовании среднего класса. Допуская "пение и вообще музыку" в школу, "по мере возможности и усмотрения начальства", уставы всех видов школ на протяжении всего XIX столетия ни разу не включают музыкальные занятия в число обязательных предметов учебного плана. В этом отношении музыка оказалась в худшем положении, чем, например, рисование, о котором Н.П. Вагнер писал: "В сороковых и пятидесятых годах рисование считалось чем-то вовсе не нужным для гимнастического образования, но входило в программу гимназического курса по наследственному преданию в виде одного часа в неделю. У музыки не было даже такого "предания".

Поскольку школьные уставы ставили судьбу музыки в каждой отдельной школе целиком в зависимость от усмотрения начальства, поскольку может показаться, что правительство не вело никакой своей политики в этом вопросе, решение полностью падало на волю случая. Но если мы приглядимся внимательнее к фактам, то заметим, что за множеством "случайностей" в них скрывается определенная закономерность, явившаяся результатом столь же определенной правительственной политики в этом вопросе.

Все школьные уставы предлагали местному начальству позаботиться о преподавании музыки и других искусств "по мере возможности", "когда есть довольные к тому способы". Нетрудно догадаться, что в первую очередь имелись в виду "возможности" материальные, "если то позволяют доходы", как гласил устав 1804 г. Циркуляр министра народного просвещения от 16 января 1889 года недвусмысленно указывает на желательность введение этих предметов "в те мужские и женские учебные заведения, в которых по состоянию средств их окажется возможным осуществить". Тем самым решение вопроса принимало очень простую и ясную форму: вводить художественное воспитание следует там, где его могут оплатить, иначе говоря, там, где учатся дети состоятельных родителей. Что же касается школ второй "системы", для простого класса, то там музыка не входила полноправным членом в число обязательных дисциплин, рассматривалась как предмет роскоши, уместный лишь в тех, учебных заведениях, "в которых по состоянию средств их окажется возможным осуществить". И здесь, таким образом, дело зависело от "усмотрения начальства", далеко не всегда расположенного к реализации этой возможности: "Нельзя не сознаться, что многие начальники учебных заведений относятся к музыке с некоторым предубеждением, считая ее в гимназии делом лишним и ненужным", - писал Цыбульский.

Страницы: 1 2 3 4 5

Информация о музыке:

Цикл « Поэтические и религиозные гармонии» как отражение духовных исканий ф. Листа
Известно, что собственную судьбу, содержащую резкие и неожиданные повороты, Лист сам делил на пять актов (наподобие классической трагедии): «Детские годы до смерти отца моего (1811-1827); кризис переходного возраста между первым и вторым актом (1827- 1828); учение ощупью и работа в Париже, Женеве ...

Опера П. И. Чайковского "Пиковая дама"
Опера П. И. Чайковского "Пиковая дама" П. Е. Вайдман Опера в 3-х действиях, 7-ми картинах. Либретто М.И.Чайковского при участии П.И.Чайковского по одноименной повести А.С.Пушкина. Действие происходит в Петербурге в конце XVIII в. Созд. янв. 1890, Флоренция - июнь 1890, Фроловское. Пер ...

Творческий путь
Крупнейший немецкий оперный композитор 2-й половины 19 века. Реформатор оперы. Цель его творческой жизни – создание музыкального произведения будущего, музыкальной драмы. Возможным создателем такого произведения он считал только себя. Это – произведение, в котором осуществляется романтическая идея ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru