Общие условия образования и место уроков музыки в нем в XIX веке

Страница 4

Духовное пение начиналось со старшим классом (с четвертого или пятого года обучения) и проводилось параллельно со светским пением, также по одному разу в неделю. Духовное пение было

a

cappell

’ным. Задачей его являлась подготовка к богослужениям – литургии, всенощной, архиерейской службе, великому посту, пасхе. Пели не только хоры, но и разные ансамбли – трио, соло с хором, ансамбли для пяти и больше голосов (например, исполнялся девятиголосный "ангельский глас").

Индивидуальные занятия по фортепиано проводились с первого до последнего класса два раза в неделю по полчаса; кроме того, каждая ученица обязана была заниматься ежедневно один час самостоятельно, что входило в часы подготовки уроков. Репертуар составляли гаммы, этюды и хоровые пьесы русских и западных авторов (часто довольно сложные, как, например, "жаворонок" Глинки – Балакирева, "рондо-каприччиозо" Мендельсона и т.п.). создавались иногда и фортепианные ансамбли: так, на одном из концертов исполнялась увертюра "Эгмонт" Бетховена в 16 рук (для четырех роялей). Ежегодно экзамены проходили весной, во время "великого поста", состояли они из исполнения гамм, этюда и пьесы.

Кроме хорового пения и обучения на фортепиано, во всех классах по одному часу в неделю преподавалась гимнастика (также под музыку) и по одному часу – танцы (со специальным аккомпаниатором). Танцы проходились современные, "салошные" и старинные: полонез, менуэт, гавот и другие.

Таким образом, к окончанию училища воспитанницы приобретали не только довольно широкое знание разнообразной музыкальной литературы, но и навыки хорового пения (с инструментом и

a

cappello

), а также довольно свободно владели фортепиано.

Выпускница женской частной школы того времени, где музыкальному образованию так же уделялось большое значение, писательница Мариэтта Шагинян вспоминает: "Молодежь моего поколения была музыкально образованна еще со школьной скамьи. В частных гимназиях, особенно в закрытых, с так называемыми "пансионами", преподавание музыки было обязательное: хоровое пение, фортепиано, иногда скрипка с первого класса, гармония и теория музыки в старших классах. Лучшие профессора руководили этим обучением, - так, в гимназии Ржевской нас вел по музыке превосходный педагог Адольф Адольфович Ярошевский, ученики которого и до сих пор чтут его память и хранят стиль и метод его обучения. В гимназиях была так называемая "музыкальная комната", где по два часа в день "упражнялись", готовя уроки, и однообразная, унылая россыпь гамм и "ганонов" навсегда слилась в памяти учениц с видением гимназических коридоров, запахом вечернего чая с молоком из столовой и дребезжащим долгим звуком звонка "к молитве". Мы выходили из гимназии, умея читать глазами партитуру и даже записывать для себя захвативший нас на концерте несложный мотив. Естественно, что и те, кто выбрал дальше не консерваторию, а университет или курсы, - тоже не переставали интересоваться музыкальной жизнью Москвы и ходить на концерты".

Было бы, однако, большой ошибкой предать этому свидетельству сколько-нибудь обобщающее значение. Вряд ли основная масса молодежи любого дореволюционного поколения получало в общеобразовательной школе такую музыкальную подготовку, какую давала гимназия Ржевской; вряд ли вся эта молодежь или хотя бы значительная ее часть покидала школьную скамью, "умея читать глазами партитуру". В рядовых гимназиях – и прежде всего в гимназиях правительственных – дело обстояло совсем иначе. Казенщина, формальный подход к делу, царившие в большинстве этих заведений, накладывали мертвящую печать и на то, что делалось там по части эстетического образования учащихся: "Оттого и происходит, что в школе, например, есть уроки рисования, пения или музыки, по классам висят художественные копии с художественных картин, а ученики почти не рисуют, не поют и не играют, а картины никого не радуют".

Страницы: 1 2 3 4 5

Информация о музыке:

История оперы в Германии
Рождению национальной немецкой оперы в начале XIX века предшествовали не только общественно-политические, но и культурные условия. Были заложены определённые традиции в этом жанре в XVIII столетии. Сделаем небольшой экскурс в историю немецкой оперы. В начале своего существования немецкая опера име ...

Вторая неделя Великого поста
(св.Григория Паламы) Во второе воскресенье Великого поста Церковь вспоминает св.Григория Паламу - архиепископа Фессалоникского, проповедника православного аскетического учения о Фаворском свете. Это мистическое учение под названием исихазм (покой, молчание) зародилось в среде греческого монашеств ...

Музицирование: пение и игра на музыкальных инструментах
Одна из задач музыкального образования – привить элементарные вокально-хоровые и навыки игры на музыкальных инструментах (в первом классе – на детских музыкальных инструментах как продолжение традиции дошкольного музыкального воспитания). Программа ориентирована на активную музыкальную деятельност ...

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru