Первые шаги в музыкальном воспитании ребенка

Информация » Первые шаги в музыкальном воспитании ребенка

Страница 8

1) Выразительные возможности педали – правая педаль может быть использована как связующее средство, т.к. позволяет соединить различные музыкальные ткани, придает звуку большую продолжительность, а также связывает различные звуки в одну гармонию (мелодия и бас). Важна роль педали как красочного средства. Изменение тембра фортепианного звука достигается тем, что при поднятых демпферах взятый звук начинает беспрепятственно резонировать многочисленные тоны – обертоны (пример: взять «До» беззвучно + глиссандо). На этом основывалась музыка Шопена, Шумана, Моцарта.

Появление дополнительных резонирующих звуков, порождаемое нажатием правой педали придает звучанию не только краски, но и большую полноту, т.е. певучести и приближение фоно к певучим инструментам. Нажатие педали вслед за извлечением звука – это единственное средство оказать на него воздействие уже после удара молоточка по струне. Это напоминает вибрацию при пении крещендо на выдержанном звуке.

2)Работа над педалью – следует начинать сразу после овладения навыков игры легато и как только ученик научится себя слышать. Вначале следует проверить постановку ног: нога плотно лежит на педали, пятка плотно на полу (т.к. высота холостого удара разная у инструментов). Есть два вида педали: прямая (легче) и запаздывающая, с которой следует обучать (чтоб слышать гармонию).

3) Педализация в легких пьесах – в мл.и ср. классах ДМШ используется такой принцип: педаль берется после долгих звуков и снимается на коротких (Чайк. «Болезнь куклы»). Надо приучать ученика разбираться в том, какие звуки следует соединять, а какие нет. Ведь педалью связывают звуки лишь одного аккорда, особенно, когда они расположены слишком далеко. Применяя «Гармоническую» педаль, надо остерегаться, чтобы она не нарушала чистоты голосоведения. «Прямая» педаль имеет место в танцах и маршах, где помогает подчеркнуть бас и при маленькой руке соединяет бас с аккордом. Педаль должна использоваться лишь в пьесах певучего характера. В начале обучения следует точно указывать нужную педаль, постепенно предоставляя самостоятельность.

4) Педализация в более сложных сочинениях – художественная педаль не поддается вполне точному обозначению. Она меняется в зависимости от характера использования, инструмента, помещения, количества публики в зале, …Вот некоторые случаи использования такой педали:

- внимание к певучести исполнения. Постепенно ученик начинает все тоньше употреблять педаль для плавной связи отдельных звуков, для поддержания мелодии гармонией. Нередко используется для соединения звуков, которые трудно сыграть легато: в октавном изложении мелодии при наличии в ней больших интервалов, при исполнении широких фигураций. Обратить внимание на то, чтобы бас звучал необходимое время и не произошло смешения гармонически чуждых звуков. Можно добиться нужной чистоты звучания, если задержать бас пальцем и запоздать со взятием педали.

5) Полупедаль – ее действие основано на том, что ее басовые звуки затухают медленнее высоких. Совершенство педализации зависит от владения тонкими градациями силы звука. Более рельефное выявление баса и некоторое затушевывание неаккордовых звуков облегчает преодаление трудностей. Применение полупедали позволяет играть на одном басу различные гармонические сочетания и придает исполнению большую насыщенность, певучесть и красочность звучания. Работу над таким видом педали следует начинать с подготовительных упражнений (на педали в басу октава форте и на этом фоне исполняется PP различные аккорды двумя руками. При появлении грязи звучность подчищается полупедалью, а бас удерживается дольше).

Для «прочищения» звучности целесообразно использовать прием постепенного снятия педали. Прием требует от исполнителя очень тонкого ощущения степени глубины нажатия педальной лапки. Ученик должен знать не только когда, но и как нажимается и снимается педаль. Широкое использование педальных звучностей не должно приводить к полному отказу от беспедальной игры. Надо помнить, что умелое чередование построений педализируемых густо и не нет повышает красочность исполнения.

Большое колористическое значение имеет левая педаль. Она применяется в качестве красочного средства.

Важно, чтобы ученик побольше слушал хорошее исполнение различных произведений. Понимание стилистически верной педализации развивается значительно успешнее при планомерном воздействии педагога. Надо приучать ученика к анализу слуховых впечатлений и осознанию приемов педализации, необходимых для достижения требуемой цели.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

Информация о музыке:

Формирование и развитие первоначальных навыков игры на виолончели (постановка правой и левой рук)
Начало занятий - важное событие в жизни ученика. Методику проведения первых уроков следует тщательно продумать, имея в виду не только практичес-кую сторону обучения, но и музыкально-воспитательные задачи. Рекомендуется сначала провести с учащимися класса краткую беседу о музыке и музыкантах, позна ...

Роль Бесплатной музыкальной школы в просветительских тенденциях в сфере музыкального образования
В конце 50-х и начале 60-х годов Россия словно воскресала к новой жизни. Бесплатные воскресные школы, общеобразовательные и художественные, возникали во всех концах России, интеллигентный класс повсюду устремлялся со всею горячностью души помочь общему невежеству, глубокой безграмотности массы. Од ...

Николай Андреевич Римский-Корсаков
Николай Андреевич Римский-Корсаков (6(18).3.1844, Тихвин, — 8(21).6.1908, усадьба Любенск, близ Луги, ныне Ленинградской области) Николай Андреевич Римский-Корсаков родился 18 марта 1844 года в Тихвине. Отец, композитор Андрей Петрович, происходил из старинного дворянского рода. Его предки занима ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru