диапазон, менялись приемы игры) появились эти школы.
На клавесине, клавикорде играли 4 пальца –
В 18 веке применяют первый палец. Утверждают же его как рычаг пассажной техники происходит в конце 18 века в произведениях венских классиков, в которых большое значение приобретают гаммообразные пассажи.
Фортепиано, которое вытеснило клавесин, клавикорд поставило новые задачи – упругая клавиатура, богатые динамические возможности, необходимость достижения большей силы звучания, потребовали использование всех пальцев, особенно первого. В дальнейшем усложнение фактуры и связанная с этим эволюция фортепиано привело к расширению диапозона, клавиатуры, увеличению ширины клавиш, глубины их погружения, силы напряжения струн, заставило пианистов усилить тематическую работу над развитием техники.
В первой половине 18 века основой служили упражнения и этюды. На них стремились прежде всего развить силу, ровность и беглость пальцев.
Движения кисти, веса руки избегали. Пальцы рекомендовали держать так, чтобы они как бы превращались в маленькие молоточки. Играли медленно, громко, высоко поднимая пальцы, выстукивая звуки – и так по 8-10 часов. Педагоги говорили: «Поменьше кудри, побольше зубри».
Применялись приспособления для растяжки рук – хиропласт, но такие занятия часто приводили к заболеваниям рук. Развитие техники стало в тупик. Педагоги поняли, что империческим (опытным) путем технику не развить.
Педагоги решили разобраться, какие приемы движений даны человеку самой природой и обратились к науке анатомии и физиологии, поэтому следующее направление было названо анатомо – физилогическое.
Теперь педагоги стали изучать анатомию руки, а затем обучать техники. Первый толчок дал Людвиг Деппе. Толчок был так силен, что в короткое время появилась целая литература по этим вопросам и создалась особая наука «Теория пианизма». Центром стала Германия. В 1905 году появились две книги: «Естественная фортепианная техника» Бредхауда и «Физиологические ошибки фортепианной техники и ее преобразования» Штейнхаузен. Основной целью стало – освободить от мышечного напряжения, исходя из педагогической практики. Анализируя игру пианистов Бредхауд создает «Энергекопедию движений», т.е. для каждого пассажа свою форму движения, затем подводит итог – Все основные виды движений основываются на трех формах:
а) на продольном взмахе руки
б) на вращении предплечье
в) на соучастия свободного взмаха пальцев в движении руки.
Для освобождения рук – предлагает перести мышеяную активность с кончика пальца на более сильные мышцы спины и плечо – т.е. игра не столько пальцами, сколько регулированием веса тяжести руки. Эта теория так называемой «весовой игры», выдвинутая Брейдхаудом.
Штейнхаузен к своим выводам пришел от физиологии. Он утверждал, что техника сосредоточена в мозгу, психике, в сознании. Двигательный процесс проанализировать невозможно, т.к. отбор мышц происходит автоматически, помимо нашего сознания. На этом основании он отрицает старую механическую школу и опровергает энциклопедию движений и все последующие выводы Фрейдхауда.
Анатомо – физиологическая школа двинула пианистическую теорию вперед: 1) использование веса руки от плечевого пояса до кончиков пальцев; 2) техника пианиста заключена в психике; 3) критика старой механической школы.
Зависимость техники от сознания – этим Штейнхаузен перекинул мостик к психо – технической школе
. Эта школа взяла лучшее у предыдущих. Ее основателями были Гофман и Бузони.
2. Работа над звуком
Работа над звуком - это прежде всего работа над его качеством.
Существуют различные виды туше («трогать»). Legato – это его основной вид, т.к. служит необходимой предпосылкой пения на инструменте. Хорошее легато зависит от слуховых представлений и умения ясно слышать реальный результат своего исполнения. Важным условием является представление исполняемых звуков в виде единой линии, при этом возникает и нужная динамика крещендо или диминуэндо (помнить нужно, что абсолютно ровный по силе звука ряд – не дает legato). Целесообразные приемы для достижения хорошего легато – добиваться плавного опускания пальцев и небольших объединяющий движений руки, естественно рождающихся, когда ученик ясно представляет ряд звуков как единую мелодическую линию. Важно подыскать и соответствующую аппликатуру.
Информация о музыке:
Николай Андреевич Римский-Корсаков
Николай Андреевич Римский-Корсаков (6(18).3.1844, Тихвин, — 8(21).6.1908, усадьба Любенск, близ Луги, ныне Ленинградской области)
Николай Андреевич Римский-Корсаков родился 18 марта 1844 года в Тихвине. Отец, композитор Андрей Петрович, происходил из старинного дворянского рода. Его предки занима ...
Gang Green
Gang Green
Любители скэйтборда, пива "Будвайзер" и поклонники Теда Ньюджента и "AC/DC", "Gang green" появились на бостонской хардкоровой сцене в начале 80-х годов с целью стать самой быстрой группой на Земле. Основал команду Крис Дохерти (гитара, вокал), взяв себе в ...
Музыкальная версия А. С. Даргомыжского
Музыкальное решение А. С. Даргомыжского в его романсе на текст пушкинского «19 октября 1827» (сочиненном в Париже в 1845 году) — неординарно и достойно специального внимания исследователей, в том числе пушкинистов и либреттологов. ...