Билет № 7
1.Разбор и читка с листа
Работа над произведением должна начинаться не с разучивания по кускам, а с просмотра произведения, проигрывания его целиком – чтение с листа. В музыкальном мире встречаются мастера, доведшие это уменье до высокой виртуозности, играющие с листа труднейшие пьесы в больших темпах. Такими были Лист, Блуменфельд, Рахманинов, Гольденвейзер. Чтение с листа включает несколько задач: получить общее понятие о характере, построении, главных моментов произведения. Также для хорошего чтения нот необходимо следующее: 1) метроритм; 2) начертание нот; 3) подбор по слуху; 4) транспонирование. Рассмотрим каждый элемент:
1) Задача метроритма – видеть темп, характер, размер (сколько долей). Важно помнить, что в 4х-дольном метре
– 1 доля сильная, а 3я – относительно сильная. Соотношение слабых долей: 2я – отдых, а 4я – активна и полна внутреннего напряжения, она словно пружина направляет все музыкальное движение к следующей сильной доле. В 3х-дольном метре –
3я доля активнее второй. Если партия левой руки дает понятие о ритме, то партия правой руки – о ритмическом рисунке. Невежество не знает сильной доли, посредственность опирается на нее, талант распоряжается ею.
2) Подбор по слуху касается относительно величины интервала, на которую движется мелодия и умение отличать интервал в мелодии больше, чем на секунду (считать число пропущенных ступеней).
3) Чувство транспонирования необходимо при многократном повторе в разных тональностях. Набор нот запечатлеется как образ, который становиться мелодией, мотивом. Транспонировать невозможно без знания, чувствования под пальцами всех тональностей.
При чтении с листа надо стремиться сыграть произведение без остановок, в темпе, по возможности приближающемся к настоящему.
При разборе преследуются иные цели. Предполагается, что исполнитель уже имеет общее представление о музыке, и его внимание направляется теперь в большей мере на уяснение деталей. Вся ткань тщательно рассматривается как бы под микроскопом. Не пропускается не только ни один звук, но и ни один штрих, аппликатура. Во всем этом устанавливается внутренняя связь, все следует понять, взвесить, оценить. Произведение проигрывается медленно, обычно возникает потребность частых остановок, возвращения к одному и тому же сложному месту. Младшие школьники должны отдельно разбирать мелодию и аккомпанемент, полифонические произведения отдельно по голосам.
Воспитание навыков хорошего разбора и чтения с листа должно быть в центре внимания педагога. Важно, чтобы он воспитывал осмысленное отношение к тексту, приучал не только видеть, но и слышать в них музыкальное содержание. Для воспитания навыков чтения нот предварительно просматривают новый текст глазами. Надо осознать размер и ладотональность, строение произведения: где мелодия, а где аккомпанемент, как распределяются голоса между отдельными руками. После такого ознакомления с пьесой ученик начинает исполнять ее на фортепиано. Следует посоветовать ему охватить как можно больший отрезок нотного текста. Умение смотреть вперед особенно важно. Помехой этому служит не только недостаточная ориентировка в тексте, но и боязнь оторвать глаза от клавиатуры.
2.Методы обучения
Существует 3 основных направления: способ изложения, форма воздействия и логика построения.
1) Способ изложения делится на словесный, т.е. объяснение словами, и наглядно – демонстративный (показ картин или игра на инструменте с целью настройки, пояснения или передразнивания ученика). Целью данного направления является настройка на правильный образ.
2) Форма воздействия может быть как прямая (репродуктивный, который дает знания и требует точного их воспроизведения) и проблемно – поисковый (наводящий).
3) Логика построения делится на индуктивный метод (от частного к общему) и дедуктивный (от общего к частному).
Также используются метод эмоционально – волевого воздействия с помощью жестов, метод окольных путей, где ставится одна цель и весь урок посвящается ее достижения).
Билет № 8
1. Основные направления музыкальной педагогики:
1.Механическая; 2. Анатомо – психологическая; 3. Психо – техническая.
В связи с развитием инструмента (усиливалось напряжение, увеличивался
Информация о музыке:
DC Talk
DC Talk
Группа была основана в конце 80-х годов Тоби Маккиханом и Майклом Тэйтом. Немного времени спустя состав был укомплектован Кевином Смитом. В то время на музыкальной сцене был популярен рэп, и неудивительно, что ребята начали с этого стиля. Интересно было другое – вместо обычных для рэппер ...
Family
Family
Высокопрофессиональная команда "Family" была одной из ведущих британских прогрессив-рок-групп конца 60-х и начала 70-х. Коллектив возглавлял вокалист Роджер Чапмэн (Роджер Максвелл Чапмэн, р. 8 апреля 1942, Лейкестер, Англия), человек, чье присутствие на сцене могло приводить ауди ...
Опера Джузеппе Верди "Аида" (Aida)
Опера Джузеппе Верди "Аида" (Aida) Г. Маркези
Опера в четырёх действиях; либретто А. Гисланцони.
Первая постановка: Каир, театр оперы, 24 декабря 1871 года.
Действующие лица: царь (бас), Амнерис (меццо-сопрано), Аида (сопрано), Радамес (тенор), Рамфис (бас), Амонасро (баритон), гонец ( ...