Музыкально – теоретический анализ

Информация » Анализ хоров П.Г. Чеснокова » Музыкально – теоретический анализ

Страница 2

Первая фраза, проведенная у сопрано и альтов,( «Звучно рыбка плеснет») второго «придаточного» предложения формально подразделяется на мотивы. Поэтому первая фраза имеет общий неизменный нюанс mf. Повторение первой фразы у басов и теноров абсолютно не подвергается никаким изменениям. Вторая фраза, завершающая полностью первую часть произведения, так же статична и неразделима, имеющая общий неподвижный нюанс p.

Переходим к анализу второй части произведения. Сразу же следует отметить тональную особенность, отвечающую правилам построения музыкальной формы. В связи с господством основной тональности в первой и третьей частях произведения, в средней части (тт. 19-44) мы наблюдаем полное отсутствие данной тональности Соль мажор.

По строению эта часть немного больше первой и форма ее контрастирует с формой первой части, что так же отвечает правилам построения музыкальной формы.

Вторая часть состоит из трех эпизодов, написанных в форме периода.

Рассмотрим первый эпизод. Главное предложение (тт. 20-24) состоит из двух симметричных, но по построениюразных фраз. Первая фраза имеет один план, а вторая два. Последующие две фразы придаточного предложения (тт. 25-28) подразделяются на мотивы (трехмотивны). Вторая фраза не дает каденции и , следовательно, не дает нормального завершения периоду.

Совершенно иным представляется нам второй период (эпизод) тонально, текстуально, планово, ритмически, хоть и первый эпизод переходит во второй ( из незавершенности первого).

Второй эпизод имеет два плана на всем своем протяжении. В первом предложении плановое главенство принадлежит партии альтов, а во втором предложении – партии сопрано. Первое предложение не имеет каденции. За счет этого в данном случае можно говорить об единости нюанса предложения. Хотя соразмерность и симметрия не дает оснований отрицать, что мы имеем форму периода. Подтверждает это наличие полной каденции во втором предложении.

Первое предложение третьего эпизода (тт. 38-40) так же не имеет каденции. Но по тем же причинам, как и во втором эпизоде, мы считаем, что это форма периода( соразмерность, симметрия, наличие полной каденции во втором предложении). В данном случае мы наблюдаем вновь двухплановость. Главенствующий план во всем эпизоде принадлежит партии сопрано. Сопровождающей является партия первых теноров. Второй план отдается партиям альтов, вторых теноров и басов. Второе предложение третьего эпизода является завершающим второй части и кульминацией всего рассматриваемого сочинения. На протяжении всего предложения стоит нюанс f. Второе предложение завершается полной каденцией в Си мажоре, который одновременно является доминантой к основной тональности Соль мажор. Соответственно, после ферматы, разделяющей две части произведения мы наблюдаем возвращение в основную тональность Соль мажор на нюансе p.

Третья часть является сокращенной репризой первой части. Первый период первой части стал составляющим всю третью часть. Только теперь добавочное предложение периода первой части в репризе стало придаточным.

Чесноков предлагает репризу считать написанной в сжатой двухчастной форме. По правилам двухчастная форма состоит из двух периодов.

Первое предложение ( тт. 44-48) написано в форме сжатого периода. Чесноков подтверждает это засчет наличия между двумя предложениями срединной каденции. Второе предложение не является периодом. Но в силу завершающего характера вместе с первым предложением, по утверждению Чеснокова, они составляют сжатую двухчастную форму.

Таким образом, мы провели теоретический разбор хора «Теплится зорька».

Хор «Альпы» op. 29 №2 ( на сл. Ф. Тютчева) – это пейзажная зарисовка, картина природы. Стихотворение Тютчева написано в двухдольном рамере (хорей) и по своей ритимике и настроению невольно рождает ассоциацию с пушкинским стихотворением «Зимняя дорога» («Сквозь волнистые туманы пробирается луна»), не говоря уже о первом слове «сквозь», которое сразу наталкивает на эти ассоциации.

Оба стихотворение передают настроение человека наедине с природой. Но в них есть определенная разница: у Пушкина стихотворение более динамично, человек в нем участник процесса, а у Тютчева – благоговение человека, со стороны созерцающего величественные горы,их таинственный мир, подавляющий этим величием и властью могучей природы.

Картина величественных гор у Тютчева «нарисованна» в двух разных состояниях – ночь и утро( характерные тютчевские образы). Композитор чутко следует за литературным текстом. Как и поэт, композитор так же делит произведение на две части, так же различные и контрастные по своему настроению.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Информация о музыке:

Аккорды DD внутри построения
Аккорды группы DD находят применение не только в кадансах, но и внутри построений. Если в кадансовых оборотах DD чаще всего подготавливается S, то вне каданса, в середине построений она вводится преимущественно после тонической гармонии, изредка D или D6. Аккорды DD, применяемые внутри построений м ...

Extreme
Extreme Сформированная в середине 80-х американская команда "Extreme" сделала себе имя в начале 90-ых, в основном благодаря гитарному мастерству Нано Беттенкурта (р. 20 сентября 1966, Азорские острова). Хотя стиль лидера группы гитариста Нано происходит от манеры игры Эдди Ван Халена, но ...

"Болеро" как балет
Премьера "Болеро" в качестве балетного спектакля состоялась в Париже 20 ноября 1928 года. Танцевала Ида Рубинштейн, декорации написал Александр Бенуа. Триумф был полный. Вот свидетельство одного из очевидцев: "Слабо освещенная комната в испанской таверне; вдоль стен, в темноте, за ст ...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru