Музыкально – теоретический анализ

Информация » Анализ хоров П.Г. Чеснокова » Музыкально – теоретический анализ

Страница 5

Произведение П. Г. Чеснокова написано в строфической форме, разделяемой на три небольших части, текуче переливающихся одна в другую.

Подчиняясь смысловой стороне текста, первая часть – это самая вершина звукового напряжения, куминация, от которой мы будем наблюдать постепенное умиротворительное угасание, успокоение.

Первая часть, первая строфа ( тт. 1-9) начинается из – за такта со слабой доли на общем нюансе mf ( громче этого нюанса мы уже не найдем по тексту). Начало музыки на слабой доли дает нам ощущение неустоя, неуравновешенности духа, напряжения. Нюанс mf мы встретим далее и во второй строфе, и там присоединяться басы – октависты, но дает основание говорить, что кульминационная точка именно в первой строфе междометие «о», с которого начинается все произведение. Это как некий возглас, крик – высокая эмоциональная точка.

Очень примечательно, что с тоникой мы первый раз встречаемся в 9-м такте, и то приходится она на слабую долю такта без терцового тона. Хочется заметить, что эмоциональное напряжение в музыке ненасышенно, пусто. Такую пустоту дает квинтовость мелодии, безтерцовая доминанта, с которой все начинается. Так же мы замечаем в 3-м такте, когда появляется терция, что композитор употребляет минорную доминанту, которая не создает тяготения в тонику, в разрешение.

Встретившись с тоникой, произведение переливается во вторую строфу ( тт. 9-16), где, как и было сказано выше, присоединяются излюбленные Чесноковым басы – октависты, которые держатся всего лишь два первых такта. Остальная часть строфы проходит на органном пункте «ре», что так же подчеркивает внутренний трагизм музыки. Опять же мы замечаем, что вторая строфа («Пуская дыханье ветерка») начинается со слабой доли из – за такта сначала в появившейся партии басов, отдельно пронюансированных, затем в партиях сопрано, альтов и теноров. Общая перспектива развития: от mf на diminuendo до p. Небольшое просветление мы видим в т. 13, когда появляется мажорная доминанта. Но тем не менее общее состояние пока что еще остается напряженным. Это доказывает по началам слов на слабую долю (« свирель поет», «издалека»). Партия басов на органном пункте «ре» переводит нас в третью часть(тт. 17-25), которая ознаменовывается успокоением ( «светло и тихо»). На нюансе p с мелодической вершинки мелодия начинает постепенно на diminuendo сходить вниз, партия басов постепенно исчезает, аккорды становятся насыщенными, полными – музыка и текст пришли к общему разрешению. Заканчивается все произведение на попеременном проведении квинт на слове «плывут» сначала в басах, потом в тенорах, а затем в альтах и сопрано. Опять же музыка имеет изобразительные свойства – бесконечная плывучесть легких, «пустых» облаков.

Хочется заметить, как особенность данного произведения – это простота гармонии, устой на протяжении всего сочинения в одной тональности.

2.2 Вокально – хоровой анализ

Хор «Теплится зорька» op. 28 № 1 ( на сл. К. Гребенского) по типу своему смешанный, написанный многоголосно для 4х партий: сопрано, альт, тенор, бас.

Для исполнения этот хор вызывает некоторые трудности в связи с использованием богатой гармонии, постоянно меняющейся нюансировкой, изобразительностью в музыке.

Общий диапазон первого периода – от соль большой октавы до ре второй октавы. Средняя «удобная» тесситура,плавное мелодическое движение ( практически без интервальных скачков) определяет общее спокойное состояние («тишина»). Наблюдается divisi у сопрано, у басов(преобладает).

Диапазон второго периода (тт. 9-18) не меняется. Только в музыке появляются изобразительные элементы. Начинается с нюанса p партиями сопрано, альтов и теноров. Партия сопрано разделяется на два голоса в интервале терции, в 11 такте подголосочно, приемом divisi, вступает партия басов. Второе предложение начинается с партий сопрано и альтов, образующих звонкие трезвучия с яркими терциями сопрано ( изобразительность).

Вторая часть, первый период (тт. 18-27), общим диапазоном которого является фа бекар большой октавы – соль второй октавы, вновь начинается с партий сопрано, альтов и теноров. Партия басов вспомогательно начинается с 20 такта. Второе предложение теперь имеет явные изобразительные свойства образа филина. Об этом говорит надпись над 23 тактом – глухо. Начинается с нюанса p, разделяется на два плана: сопрано, альты – тенора. Двухплановость имеет свое продолжение и во втором периоде (тт. 27-34). Сначала, на словах «А вдали над зеркальной водой» главенствующий план принадлежит партии альтов, второстепенный – тенорам и басам. Во втором предложении («Свети, точно глазок»), как и в первом предложении пронюансированная отдельно на mf, на первый план выходит партия сопрано в высокой тесситуре. Партии альтов, теноров и басов становятся второстепенными.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Информация о музыке:

Рихард Вагнер (Wagner)
Рихард Вагнер (Wagner) (22. V. 1813, Лейпциг - 13. II. 1883, Венеция) Г. Маркези В шесть месяцев теряет отца, который умер от тифа вскоре после знаменитой битвы Наполеона. Мать вторично выходит замуж за актёра и художника Г. Х. Гейера, умершего в 1821 году. Рихард посещает средние учебные заведен ...

Как играть "Революционный" этюд?
Хотя музыка Этюда и говорит сама за себя, Шопен счел нужным пояснить свои намерения выразительными ремарками. Уже указание темпа содержит в себе намек на характер звучания: Allegro con fuoco, что буквально означает в переводе с итальянского (языка, на котором дается большая часть исполнительских р ...

Психолого-педагогические основы развития музыкально-творческих способностей участников эстрадного коллектива
Психолого-педагогические основы формирования музыкально – творческих способностей участников любительских эстрадных коллективов освещены в философских, социально-психологических и педагогических теориях, послуживших основой развития эстрадного исполнительства. Б.М. Теплов выделил три признака, к ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru