Музыкально – теоретический анализ

Информация » Анализ хоров П.Г. Чеснокова » Музыкально – теоретический анализ

Страница 6

В третьем периоде, заканчивающем всю вторую часть, мы наблюдаем выход на первый план двух партий в высоких тесситурах – сопрано и теноров. Диапазон сопрано – си первой октавы – соль диез второй октавы. Диапазон теноров - си малой октавы – фа диез первой октавы.

Отделенная от второй части ферматой, третья часть(тт. 42-50) возвращается в состояние спокойствия,тишины. Двухплановость исчезает, партии одновременно в едином ритме проходят до конца. Возвращение к средней тесситуре. Диапазон,как и в первой части : соль большой октавы – ре второй октавы. Заканчивается все в основной тональности Соль Мажор («тишина»).

Хор «Альпы» op. 29 № 2 ( на сл. Ф. Тютчева) – смешанный многоголосный хор. Как и отмечалось выше первая часть всего произведения – изображение устрашающих ночных Альп.

Начинается хор с нюанса p партиями сопрано, альтов и теноров и без партии басов(как мы уже отмечали).Примечательна высокая тесситура теноров ( начинается с соль первой октавы). Партия басов вступает в 4м такте, разделенная аж на три голоса. Партия теноров тоже разделенна на два голоса. Получается, что на слово «Альпы» ( в 4м такте) на общем нюансе pp вступает семь голосов. Мелодия почти неподвижна.

Как уже говорилось,с 7го такта начинается октавная тема басов ( напоминающая тему Грозного Султана из «Шехерезады» Римского – Корсакова), а остальные голоса как будто замерли на звуке «соль» на общем нюансе p. Диапазон всей партитуры этой фразы от ля контроктавы до соль первой октавы.

Далее, как было упомянуто раньше, во фразе «Властью некой обаяны» (тт. 12-17) тема развивается имитационно между тенором и сопрано. Дальше с вершины p мелодия опускается к ppp на доном ритмическом рисунке.

После доминантовой тональности Ре мажор сочинение переходит во вторую свою, светлую, часть одноименного мажора ( Соль мажор). В общем ритмическом движении с нюанса p музыка начинает развиваться до mf. Далее мы вновь наблюдаем имитационное развитие между тенорами и сопрано ( тт. 32-37) и подход к общей кульминации всего произведения. На органном пункте Ми (тт.38-42) в едином ритмическом движении партии проводят красочные кадансирующие гармонии и заканчивают произведение в светлой тональности Ля мажор.

Хор «Лес» op. 28 № 3 (на сл. А. Кольцова) смешанный и многоголосный. В предыдущей главе мы пришли к выводу, что хор этот написан в нароном духе. Поэтому присущий запев(тт. 1-12), с которого начинается все произведение проходит в унисон всеми партиями. В конце каждой фразы, на последнее слово, в партии баса присоединяется подголосок (divisi). Партия басов проходит в высокой тесситуре. Примечательно, что первая фраза заканчивается на тонике – интонация утверждения, а вторая фраза «Грустью темною затуманился?» в силу своей вопросительной интонации оканчивается на пятой ступени.

Запев, закончившись в тональности ми бемоль минор, произведение переходит во вторую часть соль бемоль минора. Эта часть контрастно спокойная по сравнению с первой: в общем ритмическом движении ( преобладание четвертных) на нюансе p, в диапазон си бемоль- ре бемоль мелодия как бы стоит на месте. Со слов «Плащ упал к ногам» (тт. 19-22) мелодия, интервально –мелодически схожая с темой запева, развивается у теноров, затем у басов. Остальные голоса стоят на полутоновом мотиве ( уже неоднократно говорилось об этом приеме письма Чеснокова ). В неустойчивом Ре бемоль мажоре ( из – за пятой низкой ступени) в общем ритмическом движении четвертных заканчивается первая большая часть хора.

Далее начинается разработочная часть хора с кульминационными волнами. Мелодия запева в основной тональности здесь преображается. В силу растущего напряжения, вопросительных интонаций фраз в первых двух тактах (тт. 25-26) в унисон поют толькодве партии: сопрано и альты. Партия теноров идет в противоположном восходящем движении, а октавные басы стоят на органном пункте до. Затем в тт. 27-28 партии меняются местами: сопрано, альты – восходящее движение, тенора – изменившаяся тема запева.

Далее мы видим полифоническое каноническое развитие темы на нюансе f : тенора – басы – сопрано – альты. Первая кульминационная точка (тт. 33-36), наступившая в фа миноре, поется в диапазоне ля бемоль – фа в противоположных движениях: сопрано и тенора проходят в нисходящем движении, альты стоят на неизменной до бемоль, басы имеют восходящее движение.

Дальше проходит связующая тема, образованная из мотивов основных тем, в си бемоль мажоре (тт. 37-40) на нюансе mf. Тт. 41-44 начинают вторую волну кульминационного развития самым светлым, героическим эпизодом в утвердительной ми бемоль мажорной тональности. Героичность, устойчивость подтверждает восходящее движение по звукам трезвучия ровными четвертными с подходом на cresc. к каждой вершине.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Информация о музыке:

Станислав Нейгауз - педагог
Евгений Левитан . И ветер, жалуясь и плача, Раскачивает лес и дачу Не каждую сосну отдельно, А полностью все дерева Со всею долью беспредельной, Как парусников кузова На глади бухты корабельной. И это не из удальства, Или из яркости бесцельной, А чтоб в тоске найти слова Тебе для песни ...

История возникновения алкоголя и его распространение в мире
С точки зрения химии алкоголь представляет собой этиловый спирт (этанол) – бесцветную жидкость с температурой кипения 78,3°С (при нормальном давлении) и плотностью, которая делает его приблизительно на 20 процентов легче воды. Физические свойства – малый молекулярный вес и хорошая растворимость в ...

Равномерные темперации
§ 1. Попытки разрешить проблему строя, пригодного для музыкальных целей, посредством неравномерных темперации, окончились неудачей, так как эти темперации давали возможность пользоваться ограниченным количеством тональностей (в отдельных тональностях появлялись так называемые «воющие» интервалы). ...

Навигация

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru