Музыкально – теоретический анализ

Информация » Анализ хоров П.Г. Чеснокова » Музыкально – теоретический анализ

Страница 1

В нашей работе для подробного разбора берутся 4 хора П. Г. Чеснокова: два хора на стихи Ф. Тютчева «Альпы» и «Весеннее успокоение», хор на стихи А. Кольцова «Лес» и хор на стихи К. Гребенского «Теплится зорька».

Хор «Теплится зорька» op. 28, № 1 наиболее типичное для хорового творчества Чеснокова произведение. Как пишет сам Чесноков: «Приступая к изучению приводимого ниже примерного анализа, необходимо подробно познакомиться с музыкой этого» сочинения сначала по фортепьянному изложению , а потом по хоровой партитуре. После этого нужно внимательно прочесть все пояснения, сличая их с обозначениями и пометками в партитуре».

Анализируемое нами произведение написано в трехчастной форме. Первая часть оканчивается в такте 19; вторая часть, начинаясь в 19-м же, длится до середины такта 44; с конца такта 44 начинается третья часть. Окончание второй части и начало третьей выражены ярко и определенно. Этого нельзя сказать про окончание первой части; она заканчивается в середине 19 такта, и средством разделения ее со средней частью является только маленькая цезура, стоящая вверху. Руководствуясь анализом самого Чеснокова, рассмотрим подробно каждую часть произведения.

Первые 18,5 тактов составляют двухчастную форму, которая заканчивается полной каденцией в основной тональности Соль мажор.

Первая часть состоит из двух периодов с промежуточным предложением, причем второй из них заканчивается полной каденцией.

Первый период (тт. 1-6) состоит из двух предложений ( тт. 1-3 и 4-6), заканчивающихся неполными каденциями. Последующее предложение (тт. 7-10) Чесноков предлагает отнести к первому периоду, как дополнение, обуславливая это двумя критериями: 1) повышенная квинта доминанты во втором предложении периода ( ля-диез, т. 5) настоятельно требует добавочного заключительного музыкального предложения; 2) данное предложение является «характерной неделимой на мотивы фразой с неподвижным нюансом: фразы такого характера в различных видоизменениях будут встречаться в подобных заключениях на протяжении всего сочинения».

Первое предложение (Чесноков называет его «главным») состоит из двух фраз, каждая из которых имеет по два мотива. Первые два мотива сливаются в один нюанс, а вторая фраза состоит из двух самостоятельных мотивов, не образующих единого нюанса фразы. Второе предложение («придаточное») и по фразам, и по мотивам, и по нюансировке точно такое же, как первое. В заключительном («кодовом») предложении Чесноков выделяет баритоновую партию, как «ведущий мелодический рисунок». В первой фразе (тт. 7-8) в партиях «второго плана» мы встречаемся с такой нюансировкой, которую называют «усеченной вершиной». Общий нюанс первой фразы ( cresc.) не доходит до конца, не имеет своей вершины и в конце фразы приходит к исходному тихому нюансу, который и был в начале фразы. Это обусловлено нисхождением мотивов в «партии первоначального плана» - баритоновой партии. Поэтому «партии второго плана» вершину своего cresc. должны были «усечь», чтобы не заслонить собой «партию первоначального плана» и не выйти из общего ансамбля. В данном случае такая нюансная особенность выражена не столь ярко.

Вторая фраза (тт. 9-10) неразделима на мотивы. Формально дробление этой фразы возможно, но наличие в тексте одного слова и общего неподвижного нюанса p позволяет нам говорить о том, что эта фраза составляет единое целое.

Так же следует заметить, анализируя первый период, можно предположить, что данный период состоит из трех равных предложений.

Во втором периоде наблюдается новый музыкальный материал и в музыкальной структуре обнаруживаются некоторые изменения. Второй период состоит из двух предложений. В конце первого предложения происходит отклонение в тональность Си мажор(«фригийская каденция»), а конец второго предложения возвращает нас в основную тональность Соль Мажор.

Во втором периоде мы наблюдаем нечто новое, чего не было в первом периоде, а именно, трехмотивное сложение фразы : «Лишь чуть слышно камыш шелестит». Трехмотивность первой фразы не позволяет нам сказать, что она составляет самостоятельное предложение, так как не имеет за собой каденции. Достигается симметрия двух фраз 2-м мотивом ( в первом предложении) и 3-м мотивом (во втором предложении), объединяющих всю фразу в единый нюанс.

«Придаточное предложение» по сравнению с «главным» построено совсем иначе. Так как за счет трехмотивности первое предложение были расширено, ради сохранения общего объема периода второе предложение имеет необходимость сжатия.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Информация о музыке:

Музыканты
В Бретани существуют тысячи групп и музыкантов, которые в той или иной форме занимаются традиционной музыкой своей страны. Все они очень разные: одни исполняют аутентичную народную музыку, другие занимаются фолк-роком, третьи - экспериментируют с электронным звучанием, четвертые ищут в направлении ...

«Гимн любви»
Гимн любви – итоговый вывод, завершение цикла, кульминация, связанная с созревающим стремлением Листа посвятить себя служению Богу, хотя бы на пути обновления религиозной музыки, вложить новое содержание в застывшие канонические церковные формы. Следует отметить, что первоначально пьеса была напи ...

Generation X
Generation X Будучи не такими известными, как их коллеги "Sex pistols", "Clash" и "Damned", "Generation X" появились на английской панк-сцене в одно время с ними. И хотя у себя дома они имели относительный успех, в остальных странах об этой команде вспомин ...

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru