Музыкально – теоретический анализ

Информация » Анализ хоров П.Г. Чеснокова » Музыкально – теоретический анализ

Страница 3

Первая часть хора – медленная, сдержанная, рисует картину ночных Альп, в которой передан почти мистический леденящий ужас перед этими горами – суровый и мрачный колорит минорной тональности (Соль минор), звучание неполного смешанного хора, с divisi во всех партиях. С 1-3 тт. образ сумрачной ночи, окутавшей горы передается необычно тихим, как бы постепенно наплывающим звучанием, без басов, а затем в следующей фразе тихо включаются басы на слово «Альпы», что придает ощущение скрытой угрозы и могущества. А во второй фразе (тт. 7-12) тема проводится у басов в октавный унисон ( излюбленный прием Чеснокова, как проявление русской национальной черты хоровой аранжировки, уникальным примером которого является его пьеса «Не отвержи мене во время старости» (op. 40 № 5) для смешанного хора и солиста баса – октавы). Эта тема басов явно ассоциируется с темой Грозного Султана из знаменитой «Шехерезады» Римского – Корсакова. В то же время сопрано и тенора застывают, «мертвеют» на ноте соль.Вместе это создает мрачный , даже трагический образ.

Опять же следует обратить внимание на гармонию – красочную, сочную, с использованием септ и нонаккордов (2-3тт.), больше колористическую нежели функциональную.

Во второй строфе «Властью некой обаяны» (тт. 12-16) композитор использует имитацию между тенорами и сопрано, что в сочетании с восходящей направленностью мелодии создает ощущение движения, однако это движение угасает ( в соответствии с текстом). Вторая строфа одновременно и вся первая часть оканчивается на нюансе ppp и ре мажорном трезвучии, которое является доминантой в одноименной тональности первой части только мажорного наклонения ( Соль мажор). Вторая часть сразу же вносит контраст оживленным темпом, свтлым регистром, звучанием одноименного мажора, призывной квартовой интонацией главной темы « Но восток лишь заалеет». Во второй части используются мотивы 1-6 тт. первой строфы и второй строфы 13-16 тт. От этого возникает некий синтез и новое качество в результате мотивного развития. Ведение голосов всей второй части подчинется имитационному развитию, которое впоследствии приводит к общей кульминации, к высокому регистру и торжественному звучанию полного смешанного хора. Кульминация звучит в самом конце произведения на последних великолепных многозвучных гармонически красочных аккордах хора («И блестит в венцах из злата вся воскресшая семья!», тт. 36-42). Чесноков мастерски играет тембрами и регистрами голосов, то включая, то выключая divisi. Путем постоянных отклонений и модуляций весь хор заканчивается в тональности Ля мажор.

Хор «Лес» op. 28 № 3 (на сл. А. Кольцова) – это эпическая картина, проникнутая духом и влиянием русского народно – песенного творчества, органично сочетающаяся с собственно творческой индивидуальностью Чеснокова. Этому сочинению присущи поэтическая задушевность, исполнененная глубокого лирического раздумья, созерцания и изящества в сочетании с свойственным русскому народу трашизмом, пением «навзрыд», с огромной кульминационной точкой на fff.

Поэзия Кольцова проникнута синтезом книжной поэзии и крестьянского песенного фольклора. Народность стихотворения «Лес» прежде всего идет из употребляемых поэтом эпитетов таких , как «Бова –силач», «не ратуешь», «молвишь». Так же в народном творчестве часто встречаются сравнения, к которым Кольцов обращается и в изучаемом нами стихотворении. Например, образ леса он сравнивает с богатырем(«Бова- силач»), который находится в состоянии борьбы со стихией («…богатырь Бова, ты всю жизнь свою маял битвами»).

В связи с такими настроениями стихотворения, музыка Чеснокова проникнута трагизмом, стихийным движением. Все произведение написано в смешанной форме: сквозная строфическая форма, присущая практически всем произведениям, написанным на основе стиха, синтезирует с куплетностью, некой рефренностью (запевностью), идущей от связи рассматриваемого нами произведения с народным искусством. Так же несомненно здесь можно увидеть и трехчастность. Первая часть ( как бы экспозиция-тт. 1-24) состоит из двух эпизодов, двух тем. Первая часть(рефрен) «Что, дремучий лес, призадумался»(тт. 1-12),написанная в сложном размере 5/4 ( опять же свойственный фольклору) напоминает присущий народной песне унисонный запев во всех голосах с басовым подголоском в конце каждой фразы, повторяющим последнее слово: «призадумался», «затуманился», заколдованный», «с непокрытою».

Начинается сочинение в тональности До минор на общем нюансе f, но тем не менее пока что несет характер «спокойного трагизма».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Информация о музыке:

Копуляции
IV,III,II/I, II/I, I/P, «Noli me tangere» (P/I) III/II, III/I, III/P, II/P IV/II, IV/I, IV/P, I,II,III,IV/P I мaнуал Sexquialtera 5 1/3’ 2 fach = Quinte 5 1/3’ + Terz 3 1/5’ (56+55) II мaнуал Sexquialtera 2 2/3’ 2 fach = Quinte 2 2/3’+ Terz 1 3/5’ (80+81) III мaнуал Bifra 8’ & 4’ = Gedeckt 8’ + ...

Неделя о Страшном Суде
Третья неделя, предшествующая Великому посту, посвящена всеобщему Суду Христову над миром. Все тексты этой службы полны описания ужасной катастрофы конца света и Страшного Суда, которые взяты из Евангелия (Лк. 21, 25) и из Апокалипсиса (Откр. 8, 7; 13, 1). Напоминанием Страшного Суда Церковь предст ...

Формирующий эксперимент
Исходя из полученных результатов констатирующего эксперимента, мы сформулировали цель формирующего эксперимента: определить эффективность метода целенаправленного анализа учащимися средств музыкальной выразительности в процессе изучения ими (слушание, исполнение) современной детской музыки. Проведе ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru