Музыкально – теоретический анализ

Информация » Анализ хоров П.Г. Чеснокова » Музыкально – теоретический анализ

Страница 3

Первая часть хора – медленная, сдержанная, рисует картину ночных Альп, в которой передан почти мистический леденящий ужас перед этими горами – суровый и мрачный колорит минорной тональности (Соль минор), звучание неполного смешанного хора, с divisi во всех партиях. С 1-3 тт. образ сумрачной ночи, окутавшей горы передается необычно тихим, как бы постепенно наплывающим звучанием, без басов, а затем в следующей фразе тихо включаются басы на слово «Альпы», что придает ощущение скрытой угрозы и могущества. А во второй фразе (тт. 7-12) тема проводится у басов в октавный унисон ( излюбленный прием Чеснокова, как проявление русской национальной черты хоровой аранжировки, уникальным примером которого является его пьеса «Не отвержи мене во время старости» (op. 40 № 5) для смешанного хора и солиста баса – октавы). Эта тема басов явно ассоциируется с темой Грозного Султана из знаменитой «Шехерезады» Римского – Корсакова. В то же время сопрано и тенора застывают, «мертвеют» на ноте соль.Вместе это создает мрачный , даже трагический образ.

Опять же следует обратить внимание на гармонию – красочную, сочную, с использованием септ и нонаккордов (2-3тт.), больше колористическую нежели функциональную.

Во второй строфе «Властью некой обаяны» (тт. 12-16) композитор использует имитацию между тенорами и сопрано, что в сочетании с восходящей направленностью мелодии создает ощущение движения, однако это движение угасает ( в соответствии с текстом). Вторая строфа одновременно и вся первая часть оканчивается на нюансе ppp и ре мажорном трезвучии, которое является доминантой в одноименной тональности первой части только мажорного наклонения ( Соль мажор). Вторая часть сразу же вносит контраст оживленным темпом, свтлым регистром, звучанием одноименного мажора, призывной квартовой интонацией главной темы « Но восток лишь заалеет». Во второй части используются мотивы 1-6 тт. первой строфы и второй строфы 13-16 тт. От этого возникает некий синтез и новое качество в результате мотивного развития. Ведение голосов всей второй части подчинется имитационному развитию, которое впоследствии приводит к общей кульминации, к высокому регистру и торжественному звучанию полного смешанного хора. Кульминация звучит в самом конце произведения на последних великолепных многозвучных гармонически красочных аккордах хора («И блестит в венцах из злата вся воскресшая семья!», тт. 36-42). Чесноков мастерски играет тембрами и регистрами голосов, то включая, то выключая divisi. Путем постоянных отклонений и модуляций весь хор заканчивается в тональности Ля мажор.

Хор «Лес» op. 28 № 3 (на сл. А. Кольцова) – это эпическая картина, проникнутая духом и влиянием русского народно – песенного творчества, органично сочетающаяся с собственно творческой индивидуальностью Чеснокова. Этому сочинению присущи поэтическая задушевность, исполнененная глубокого лирического раздумья, созерцания и изящества в сочетании с свойственным русскому народу трашизмом, пением «навзрыд», с огромной кульминационной точкой на fff.

Поэзия Кольцова проникнута синтезом книжной поэзии и крестьянского песенного фольклора. Народность стихотворения «Лес» прежде всего идет из употребляемых поэтом эпитетов таких , как «Бова –силач», «не ратуешь», «молвишь». Так же в народном творчестве часто встречаются сравнения, к которым Кольцов обращается и в изучаемом нами стихотворении. Например, образ леса он сравнивает с богатырем(«Бова- силач»), который находится в состоянии борьбы со стихией («…богатырь Бова, ты всю жизнь свою маял битвами»).

В связи с такими настроениями стихотворения, музыка Чеснокова проникнута трагизмом, стихийным движением. Все произведение написано в смешанной форме: сквозная строфическая форма, присущая практически всем произведениям, написанным на основе стиха, синтезирует с куплетностью, некой рефренностью (запевностью), идущей от связи рассматриваемого нами произведения с народным искусством. Так же несомненно здесь можно увидеть и трехчастность. Первая часть ( как бы экспозиция-тт. 1-24) состоит из двух эпизодов, двух тем. Первая часть(рефрен) «Что, дремучий лес, призадумался»(тт. 1-12),написанная в сложном размере 5/4 ( опять же свойственный фольклору) напоминает присущий народной песне унисонный запев во всех голосах с басовым подголоском в конце каждой фразы, повторяющим последнее слово: «призадумался», «затуманился», заколдованный», «с непокрытою».

Начинается сочинение в тональности До минор на общем нюансе f, но тем не менее пока что несет характер «спокойного трагизма».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Информация о музыке:

Веймарский период творчества
В веймарский период Бах доводит свое искусство исполнителя до высочайшей степени совершенства, его дар композитора и импровизатора достигает полной зрелости и пышного расцвета. В Веймаре Баху впервые удалось основаться достаточно прочно и оседло. Утвердившись в новой своей должности, а впоследствии ...

Hot Tuna
Hot Tuna Эта американская группа образовалась в конце 60-х годов. Поначалу это был лишь побочный проект от “Jefferson airplane”, но со временем стал вполне самостоятельной единицей. Группу основали два старых друга, участники "Аэроплана", Джек Кэсэди (р. 13 апреля 1944, Вашингтон; бас) и ...

Персонажи песенного театра Шумана и их прототипы
Важнейшая особенность мышления Шумана — склонность к театрализации. И проявлялась она не только в инструментализме, где возник “фортепианный театр” (“Бабочки”, “Карнавал” и др.). В молодые годы Шуман театрализовал даже музыкальную критику, которая без такого приема казалась ему скучной. Д.В.Житомир ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru