Музыкально – теоретический анализ

Информация » Анализ хоров П.Г. Чеснокова » Музыкально – теоретический анализ

Страница 7

Далее на нюансе f секвенционным развитием (два звена: до минор, фа минор),развивая второй мотив запева, музыка подходит к общей кульминации. Кульминация (тт. 49-52) проходит под общим нюансом fff по тому же принципу, что и предыдущая кульминационная точка.

Далее мы видим связку (тт. 53-60) между разработочной частью и репризой, построенную по аналогии с той связкой, которая проводилась между первой кульминацией и второй кульминационной волной. В силу функции связки двух довольно таки больших разделов, осуществлении модуляции из фа минора в до минор, тема проводится три раза.

Реприза проходит по той же схеме, что и первая часть. Как и говорилось раньше, за соль бемоль минорной темы запев проходит в основной тональности ровными четвертными во всех партиях.

Хор «Весеннее успокоение» op. 13 № 1 ( на сл. Ф. Тютчева) смешанный и многоголосный.

Не смотря на общее состояние, помеченное вверху произведения «Спокойно», начинается сочинение с самого напряженного кульминационного момента. Мы уже говорили о затактовом начинании на слабую долю, о так называемой «безтерцовости» гармонии и появлении тоники только в 9-м такте.

Первая строфа, кульминация всего произведения, начинается с вершины, в высокой тесситуре в диапазоне от ля до ми. Мелодия развивается от напряженной вершины по нисходящему движению на diminuendo к относительному квинтовому «пустому» спокойствию. Вторая фраза начинается с уверенной сильной доли, в диапазоне доходя до соль второй октавы. Но напряжение спадает к концу, и первая строфа плавно перетекает во вторую.

Вторая строфа (тт. 9-16) так же начинается со слабой доли в басах-октавах на тонике «ре». Сохраняется нюанс mf. Тему подхватывают партии сопрано, альтов и теноров (т. 10) так же со слабой доли в средней тесситуре на тоническом трезвучии. Партия баса держится на органном пункте «ре» и нюансирована отдельно (p).

Средняя тесситура показывает нам то, что общее напряжение стало меньше нежели в первой строфе. На симметричном движении сопрано, альтов и теноров музыка приводит нас к третьей строфе, к успокоению. Тт. 17-25 ознаменованы нюансом p. Опять же мелодия начинается вершины в диапазоне ре малой октавы – фа второй октавы. Постепенное нисхождение, уход басового органного пункта, насыщенность гармонии, ровное симметричное движение сопрано, альтов и теноров по четвертным и половинным оправдывают слова «Светло и тихо облака плывут надо мною». Примечательное окончание на тонической квинте, попеременно повторяющейся сначала у басов, потом у теноров, затем у альтов и сопрано. Как бы взлет вверх, показ бесконечно плывущих облаков.

Завершая большую главу, можно сделать некоторые выводы. Проанализированные нами четыре хора П. Г. Чеснокова, были разных настроений, разных характеров и жанров. В эпическом глобальном «Лесе» мы встретились с подражанием народной песне. Это доказывает наличие унисонного запева, нисходящие опевающие мотивы, полифоническое канонизированное развитие, колоссальные кульминации. В «Весеннем успокоении» мы так же столкнулись с тонким подчинением музыки смыслу текста. Особенный хор «Альпы», настолько ужасающе изображающий ночные Альпы, а во второй части воспевающий торжественный гимн могучести великих гор. Уникальная звукоизображающая картина «Теплится зорька» поражает своей чуткостью к тексту. Этот хор особенно показывает богатство чесноковской гармонии. Наличие бесконечных нон и септ аккордов, альтерированных ступеней, имитационного развития, постоянной смены тональностей.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 

Информация о музыке:

Музыкальное толкование последней строки
Даргомыжский выделяет 8-ю строку стихотворения специфическим способом: он гармонизует мелодию (такт 15) редкоупотребимым аккордом особого строения (альтерированная субдоминанта), семантические возможности которого (применительно к стилю П.И.Чайковского) Н.Туманина определила словами «аккорд смерти» ...

Интернациональные основы русской музыкальной культуры
Основой русской музыки русской, а позднее и советской музыкальной историографией считалась народная песня, образцы которой петербургские и московские композиторы начали собирать с конца XVIII века. Прежде всего, именно советское музыковедение отождествляет обращение к народной песне и народной музы ...

«Антиакадемизм»
Отсутствие у царского двора интереса к русской музыке, проявлявшееся в низкой оплате труда русских музыкантов, и предпринимаемые в то же время попытки возрождения русской музыки, с которыми выступило молодое поколение в 1860-е годы, запрограммировали культурно-политический конфликт. Царский двор тв ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru