Музыкально – теоретический анализ

Информация » Анализ хоров П.Г. Чеснокова » Музыкально – теоретический анализ

Страница 4

Вторая тема, составляющая второй эпизод, «Ты стоишь, поник и не ратуешь» (тт. 13- 24) переходит в тональность пятой низкой ступени Соль бемоль минор, размер 11/4 (сносок на народность) и общий нюанс p. Ритмически вторая тема не сильно отличается от первой ( приобладание четвертных и восьмых).В интервально – мелодическом плане есть некотрые изменения: изменилась общая направленность мелодии – первая тема имела нисходящую перспективу движения, а вторая – восходящую; так же в первой теме восьмые составляли мотив опевания, а во второй восьмые приобрели вспомогательные свойства. Во второй фразе «плащ упал к ногам»( тт. 19-24), проводимой у теноров, мы видим возвращение к первой теме( запеву) только в другой тональности (ре бемоль мажор)и немного измененной мелодически, проводимой на отдельном нюансе mf. Сопрано и альты в унисон проходят по полутонному мотиву фа –фа бемоль – фа на нюансе p. С таким приемом мы уже сталкивались в других хорах Чеснокова ( хор «Альпы»). Далее тема переходит к басам, принцип выделения темы и унисонного звучания других голосов на противоположном нюансе остается.

Далее начинается большая вторая часть ( тт. 24 – 52). Начинается с проведения первой темы в основной тональности до минор, измененной мелодически. Это связано с вопросительными интонациями . Поэтому в конце первой фразы появляется повышенный ми бекар ( «Где ж девалася речь высокая?), а вторая фраза даже поменяла перспективу движения и направилась вверх ( «Сила гордая, доблесть юная?»). Тема в басах проводится по излюбенному приему Чеснокова – унисон октавы. Далее начинает расти напряжение, связанное с текстом стихотворения. И мы наблюдаем, как рефренная тема развивается каноном ( тт. 29-32). Такты 25- 36 мы можем обозначить, как первую кульминационную волну ( вторая часть имеет элементы разработки) – изменение мелодии основной темы, каноническое развитие. На словах «Распахнет она тучу черную»( тт. 33-36) проходит первая кульминационная точка. Проводится она в тональности фа минор на общем нюансе ff. С такта 37 начинается вторая волна кульминационного развития. По перспективе движения (восходящей) нам приходит воспоминание о второй теме первой части. Сначала тема проводится в си бемоль мажоре (тт. 37-40), где присутствие второй низкой ступени ( до бемоль) не дает нам почувствовать мажорное наклонение тональности. Затем с 41-44 тт. наступает самый светлый эпизод произведения. Написан он в Ми бемоль мажоре. Так как общее состояние сочинения – состояние борьбы, то здесь мы видим в музыке силу противостояния леса («Закружит она, разыграется, дрогнет грудь твоя, зашатается»). Тт. 45-48 – разработка вспомогательного мотива путем секвенционного развития. Далее вторая волна подводит нас к общей кульминационной точке всего произведения. Проводится та же самая тема, что и в тт. 33-36 только уже в общем нюансе fff. Наличие общей кульминации именно в этом месте обуславливается и текстом стихотворения, музыка изображает стихию бури, противостоящей образу лесу ( «Буря всплачется злою ведьмою, и несет свои тучи за море»).

Тт. 53-60,обособленные ферматами, составляют по нашему мнению связку между второй и третьей (репризной) частями. Она синтезирует в себе два разработанных элемента во второй кульминационной волне : тема просветления и вспомогательный мотив. Связка возвращает нас в состояние повествования. Третья репризная часть проходит по тому же принципу,что и первая. Большая разработочная вторая часть объясняет сжатость и сокращенность репризы. Заканчивается все произведение в основной тональности До минор на общем нюансе f, постепенно угасая.

Таким образом, можно сделать вывод, что первая и третья части изображают нам повествование, некоего баяна, запевающего о далеких временах. Средняя часть переносит нас в время непосредственного бытия леса, его борьбы со стихиями. И третья часть вновь возвращает нас к Баяну.

Хор «Весеннее успокоение» op. 13 №1 ( на сл. Ф. Тютчева) значительно отличается от прежде рассмотренных нами произведений. Это картина, куда легли некоторые важные мировозренческие идеи Тютчева, воплощающиеся в музыке Чеснокова.

Романтический образ весны в его творчестве – это предвосхищение новизны, возрождения, обновления природы.

Ключевой особенностью творческого мировоззрения Тютчева является то, что природа для него не просто поэтический фон, пейзаж души лирического героя, но особый предмет символического изображения, проекция человеческих переживаний, необходимый материал для философских размышлений о мире, его происхождении, развитии, взаимосвязях и противоположностях.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Информация о музыке:

Шансон, блатняк и городской романс
Начнём, пожалуй со словарного определения слова шансон. Вот, что пишут нам словари: ШАНСОН (франц. chanson), французская песня народная, профессиональная полифоническая 15-16 вв., а также современная эстрадная (из репертуара шансонье). Для нас в этом определении важны три ОЧЕНЬ существенных компоне ...

Франсуа Жозеф Госсек в капелле Ла Пуплиньера
«Французскую революцию можно уподобить лирической драме со словами Мари-Жозефа Шенье, в декорациях Давида и с музыкой Госсека», – писал Огюстен Шаламель в 1841 году в журнале «Музыкальная Франция»[1] (1841). Из названных наименее известно имя Франсуа-Жозефа Госсека, человека для наших (да и не толь ...

Cranberries
Cranberries "Cranberries" стали популярными на предбритпоповской английской сцене начала 90-х, смешав гитарную мелодику "Smiths" с вводящими в транс музыкальными текстурами и кельтскими мотивами. А в самом начале своей деятельности группа именовалась "Cranberry Saw Us" ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru