Реквием Моцарта

Информация » Реквием Моцарта

Страница 4

Версия о насильственной смерти композитора после его кончины получила распространение не только в империи Габсбургов, но и далеко за ее пределами. Подозрения, положенные в основу этой версии, подкреплялись еще и тем, как был погребен В.А. Моцарт.

А хоронили его с необычайной торопливостью, можно сказать, по-воровски, чтобы скрыть даже факт смерти музыкального гения, не проявив даже элементарного уважения, приличествующего хотя бы его положению как помощника капельмейстера собора св. Стефана и званию придворного капельмейстера и композитора, обозначенному в той же записи приходского священного храма, в которой в качестве смертельной болезни Моцарта указана . "просянка". Тело его даже не внесли в собор, а прощальный обряд наспех совершался у капеллы св. Креста, прилегающей к передней стенке храма.

Еще более странным было решение захоронить композитора "по третьему разряду" и то, что решение это было принято по указанию барона ван Свитена, человека не только знатного, но весьма состоятельного, и притом, если верить ему самому, ценившего гений Моцарта. После краткого обряда отпевания гроб с телом Моцарта повезли на кладбище св. Марка. Лишь немногие присутствовали в капелле и пошли проводить Моцарта в последний путь. Среди них были ван Свитен, Сальери, ученик Моцарта Зюсмайр, композитор Албрехтобергер (вскоре назначенный на освободившиеся место помощника капельмейстера в соборе св. Стефана) и некоторые другие лица.

Но до кладбища никто из них не дошел: якобы из-за того, что пошел сильный дождь, переходивший в снегопад. Все сопровождавшие катафалк с телом Моцарта шли будто бы под зонтиками, а погода все более ухудшалась и заставила их повернуть назад, обратно. Этот рассказ, объяснивший, почему не проводили Моцарта до могилы, жители Вены слышали от ван Свитена и Сальери, и, разумеется, недоумевали, ибо все-таки нашлись люди, которые хорошо помнили этот день.

Естественно, версия о разбушевавшейся стихии была создана для того, чтобы хоть как-то оправдать странное поведение людей, сопровождавших Моцарта в последний путь. А чье бы то ни было присутствие на кладбище могло бы помешать осуществлению замысла, который заключался в том, чтобы могила величайшего немецкого композитора навсегда затерялась, ибо распространение слухов об отравлении Моцарта могло привести к эксгумации его тела с целью исследования и решения вопроса о применении яда. Ван Свитен, положение которого при дворе слишком пошатнулось к этому времени, понимал, что легко можно навлечь гнев императора, если на кого-либо из его окружения ляжет страшная тень подозрения. Именно поэтому он принял все меры и распорядился о погребении Моцарта "по третьему разряду", т.е. во рву вместе с телами десятка бродяг и нищих, позаботившись также и о том, чтобы никто не запомнил местонахождение этого рва.

Вдову Моцарта не пустили на похороны, объяснив ее отсутствие болезненным состоянием в связи с пережитым горем. Потом ей сказали, что на месте погребения Вольфганга поставили крест. Но если даже предположить, что это было правдой, то остается загадкой, почему она впервые посетила кладбище только через много лет (лишь в 1808 году) К тому времени место погребения заросло травой и сравнялось, а могильщик, который совершал захоронение Моцарта, давно умер. И Констанца, естественно, не нашла никаких следов захоронения супруга.

Слухи об отравлении Моцарта получили особо широкое распространение после попытки самоубийства Сальери, предпринятой им в 1823 году и распространения сведений о признании его на исповеди. Хотя еще осенью 1791 года, когда Моцарт слег, Антонио Сальери уже открыто обвиняли в том, что это он отравил Моцарта, тем более, что они, несмотря на взаимные уверения в дружбе, были тайными соперниками.

Причем враждебность однозначно исходила лишь от Сальери. Отец Вольфганга, Леопольд Моцарт, еще 18 марта 1786 года писал своей дочери "Наннерль": "Сальери со своими приспешниками опять готов перевернуть небо и ад, лишь бы только провалить постановку (оперы "Свадьба Фигаро") ." Эту скрытую враждебность Сальери по отношению к Моцарту отмечали впоследствии многие исследователи взаимоотношений двух соперников.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Информация о музыке:

Преображенiе Господне
(Яблочный Спас) (6/19 августа) Тропарь, гласъ 7: Преобразился еси на горh, Христе Боже, показавый ученикомъ Твоимъ славу Твою, якоже можаху: да возсiяетъ и намъ грhшнымъ свhтъ Твой присносущный, молитвами Богородицы, Свhтодавче, слава Тебh. Кондак, гласъ 7: На горh преобразился еси, и якоже вм ...

Густав Малер
Густав Малер (1860-1911) Австрийский композитор, дирижёр, оперный режиссёр. Родился в чешской деревне Калиште, в том же году семья переехала в Иглаву (современная Йиглава). С 1875 учился в Венской консерватории, в том числе у Ю. Эпштейна (фортепьяно), в 1878-80 посещал философский (я ничего не п ...

Dead Can Dance
Dead Can Dance Ансамбль был организован Брайеном Перри (экс-"Scavengers") в Мельбурне, Австралия, в августе 1981 года вместе с Полом Эриксоном и Саймоном Монро. Позже в составе появилась Лайза Джеррард, обладающая незаурядными вокальными данными. Однако австралийская публика оказалась с ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.fairmusic.ru